Станюкович М. В., Федоров Р. В. Неотложная полевая этнография Юго-Восточной Азии. Север Камбоджи и юг Филиппин

СТАНЮКОВИЧ Мария Владимировна — к.и.н., заведующая отделом Австралии, Океании и Индонезии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: mstan@kunstkamera.ru

ФЕДОРОВ Родион Владимирович — соискатель, Институт лингвистических исследований РАН (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: rod.fedorov@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Представляем краткий обзор экспедиций в Камбоджу и на Филиппины в 2017–2018 гг. Основными объектами исследования были коренные малочисленные народы, языки и культура которых находятся под угрозой исчезновения. Сбор материала проводился по сквозным темам: эпос и малые жанры фольклора, этноботаника бетеля и виноделия, колдовство и знахарство. Разный опыт авторов способствовал выявлению общего и различного в островных и континентальных культурах. Экспедиция в Камбоджу носила комплексный характер, продолжая исследования, начатые в 2015 г. в провинции Ратанакири. Лингвисты С. Ю. Дмитренко и И. В. Самарина занимались документацией языков; М. В. Станюкович продолжала этнографическое обследование тампуанов, крынгов, катьок и сбор сравнительного материала у кхмеров и лао. Р. В. Федоров участвовал как в лингвистической, так и в этнографической работе. На Филиппинах наиболее ценные материалы получены у тболи и сама-баджао на острове Минданао. Нам удалось записать эпическое сказание Тудбулол народа тболи провинции Южный Котабато и несколько сказаний жанра ката-ката морских кочевников сама (баджао), живущих в прибрежных деревнях города Давао. Интересные параллели были обнаружены между практиками католических колдунов и целителей островов Себу и Сикихор и приемами, применяемыми знахарями тампуанов и крынгов Камбоджи. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полевые исследования, неотложная этнография, коренные народы, этноботаника, фольклор, Камбоджа, Филиппины, эпо с, шаманство, колдовство, знахарство

УДК 39(599)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-1-109-121

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Дмитренко С. Ю. «Бетельная» лексика в современном кхмерском языке: базовая терминология // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 2015. Маклаевский сборник. Вып. 5. С. 89–108.
  • Дмитренко С. Ю. Названия предметов утвари, связанной с употреблением бетельной жвачки, в кхмерском языке // Межцивилизационные контакты в странах Юго-Восточной Азии: исторические перспективы и глобализация. СПб.: Вост. ф-т. СПбГУ, 2017. С. 181–196.
  • Касаткина А. К. На Филиппины с лингвистами. Экспедиция лета 2014 г. // Материалы полевых исследований. МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2015. Вып. 15. С. 260–279.
  • Клименко С. Б. Категория залога в филиппинских языках (на материале языка йаттука): дис. … канд. фил. наук. СПб.: ИЛИ РАН, 2017. 561 с.
  • Клименко С. Б. Отрицание в йаттука и принципы построения типологии отрицания в филиппинских языках // Acta Linguistica Petropolitana. 2016. № 12 (3). С. 573–627.
  • Кондоминас Ж. Лес священного камня. М.: Наука, 1968. 328 с.
  • Косиков И. Г. Этнические процессы в Кампучии. М.: Наука, 1988. 229 с.
  • Ревуненкова Е. В. Рец. на: Косиков И. Г. Этнические процессы в Кампучии. М.: Наука, 1988 // Народы Азии и Африки. 1990. № 1. С. 187–190.
  • Рид Л. А. Коренные народы — кто они? Происхождение и трансформации // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего: К 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. Маклаевский сборник. Вып. 4. С. 349–374.
  • Станюкович М. В. Календарь экспедиции на Филиппины 1994–1995 гг. // Материалы полевых этнографических исследований. СПб.: МАЭ РАН, 1998. Вып. 4. С. 66–72.
  • Станюкович М. В. Когда мужчины-жрецы обращаются к духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах // Шаманизм и иные традиционные верования
  • и практики: Материалы междунар. конгресса. М.: ИЭА РАН, 2001. С. 177–192.
  • Станюкович М. В. Бетель и другие легкие жевательные стимуляторы растительного происхождения. Основные направления исследования (программа) // Радловский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2010a. С. 323–328.
  • Станюкович М. В. «Сын бетельного ореха и листа бетеля»: символика Areca Catechu и Piper Betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Этноботаника. Acta Linguistica Petropolitana. СПб.: Наука, 2010b. Т. 6. Ч. 1. С. 306–340.
  • Станюкович М. В. Обзор последних шести экспедиций на Филиппины (2008–2013) и кратких полевых выездов во время работы в Японии (2010) // Радловский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 418–428.
  • Станюкович М. В. Черное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колониальные предрассудки // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 2015a. Маклаевский сборник. Вып. 5. С. 243–264.
  • Станюкович М. В. Комплексные экспедиции к малым народам Филиппин и Камбоджи 2014–2015: этнография, фольклористика, этнолингвистика, этноботаника // Тез. науч. конф. «Теория и практика исследования этнокультурных комплексов». СПб., 2015b. С. 17–19.
  • Станюкович М. В. От редактора // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 2015с. Маклаевский сборник. Вып. 5. С. 7–14.
  • Станюкович М. В. Кокосовая чарка, бамбуковый стакан. Этнография и этноботаника хмельной культуры Юго-Восточной Азии // Сборник МАЭ. СПб.: МАЭ РАН, 2018. Т. 65. С. 29–49.
  • Станюкович М. В. Белая дама и ее либрета // Фольклор и антропология города. Вып. 1 (в печати).
  • Станюкович М. В., Шаскольская Т. И. Библиография петербургской филиппинистики // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего!: к 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. Маклаевский сборник. Вып. 4. С. 558–581.
  • Стратанович Г. Г. Народные верования населения Индокитая. М.: ГРВЛ; Наука, 1978. 256 с.
  • Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М.: Наука, 1976. 300 с.
  • Agriculture et sociétés en Asie du Sud-Est. 1974. № 53-54-55-56. URL: https://journals.openedition.org/etudesrurales/1637 (accessed: 15.04.2018).
  • Basa M. Duterte tells Lumad leaders to prepare for relocation // Rappler. 2018. February.  (accessed: 15.04.2018).
  • James J. J. The Subject in Central Sinama. The Thirteenth International Conference on Austronesian Linguistics (ICAL), July 18–23, 2015. 14 p. (accessed: 15.04.2018).
  • James J. J. Central Sinama Voice: A Symmetrical Analysis. MA thesis. Graduate Institute of Applied Linguistics, 2017. 123 p.
  • Intasse M. Eating in Northeastern Cambodia: A Socio-Anthropological Approach to Highland Food in Ratanakiri. Bangkok: White Lotus, 2001. 417 p.
  • Klimenko S. B. Rhythmic fillers in Ifugao hudhuds // Formula: Units of Speech — ‘Words’ of Verbal Art. Working Papers of the Seminar-Workshop, 17–19 May 2017, Helsinki, Finland. 2017. P. 176–187.
  • Mansueto J. B., Sia I. C., Pena de la M. Folk Healing Practices in Siquijor Island. Terminal report. September 2014 — July 2015. Documentation of Philippine Traditional Knowledge and Practices on Health and Development of Traditional Knowledge Digital Library on Health. Siquijor State College, Larena. Preprint. P. 1–35.
  • Mascuñana R. V., Mascuñana E. F. The Folk Healers-sorcerers of Siquijor. Manila: Rex Book Store, Inc., 2004. 131 p.
  • Matras-Troubetzkoy J. Un village en forêt. L’essartage chez les Brou du Cambodge. Paris: SELAF, Peeters Publishers, 1983. 429 p.
  • Sama, Central // Simons G. F., Fennig Ch. D. (eds.). Ethnologue: Languages of the World, Twenty-First Edition. Dallas, Texas: SIL International. Online version. 2018. URL: https://www.ethnologue.com/language/sml (accessed: 15.04.2018).
  • Saurman T. Singing for Survival: Tampuan Music Revitalization as Cultural Reflexivity // Music and Minorities in Ethnomusicology: Challenges and Discourses from Three Continents. Wien: Institut für Voksmusikforschung und Ethnomusikologie, 2012. P. 95–103.
  • Saurman T. Indigenous Music Mediation with Urban Khmer: Tampuan Adaptation and Survival // Journal of Urban Culture Research. 2014. Vol. 8. P. 26–42.
  • Schliesinger J. Ethnic Groups of Cambodia. Bangkok: White Lotus, 2001. Vol. 1. 358 p.; Vol. 2. 313 p.; Vol. 3. 350 p.
  • Simons G. F., Fennig Ch. D. (eds.). Ethnologue: Languages of the World, Twenty-first edition. Dallas, Texas: SIL International. Online version. 2018.  (accessed: 30.05.2018).
  • Stanyukovich M. V. Abstract of the Final Report on the fieldwork in the Philippines in 1994–1995 funded by the Small grant of the Wenner-Gren Anthropological Foundation. Biannual Newsletter of the Wenner-Gren Anthropological Foundation. N. Y., 1997.
  • Stanyukovich M. V. Betel, ‘Lonely Heroes’ and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora // Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths. Proceedings of the Seventh Annual International Conference on Comparative Mythology (15–17 May 2013, Tuebingen). Zurich; Berlin: LIT, 2014. P. 179–206.
  • Stanyukovich M. V. Betel leaf and betel nut in shamanistic practices of the Philippines and Cambodia [Trau cau trong cac thuc hanh shaman clao cua Philippines va Campuchia]. Book of abstracts. ISARS International Society for Academic research on Shamanism. International conference ‘Expanding Boundaries: Ethnicity, Materiality and Spirituality’. Vietnam Museum of Ethnology. Hanoi, 01-04/12/2017. Hanoi, 2017. P. 148–149.