Березницкий С. В. Табуированные люди в обществе коренных народов Амуро-Сахалинского региона

БЕРЕЗНИЦКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — д.и.н., профессор, в.н.с. отдела истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII в. (Музей М. В. Ломоносова), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: svbereznitsky@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается один из аспектов изменения социального статуса человека в результате контакта с медведем в обществе нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, уйльта, ульчей, эвенков. Медведь до сих пор занимает важное место в комплексе мифологии, верований и ритуалов указанных этносов. Его образ полифункционален: медведь как самый сильный, опасный хищник региона и промысловое животное, как сверхъестественное существо и мифологический предок людей, защитник и воспитатель. Убившему человека медведю объявлялась кровная месть, включавшая в себя его поиск по следам, убиение, выражение презрения за содеянное. Однако совершенно другие действия осуществлялись, если медведь ранил человека. Последний всегда считался виновным, и сородичи были убеждены, что священное животное было направлено высшими силами для наказания не только конкретного охотника, но и всего его родового подразделения. Раненный медведем переходил в категорию табуированных людей, и отношение сородичей к нему было наполнено рядом воззрений и охранительных ритуалов. В их основе лежало, прежде всего, желание коллектива защититься от негативного влияния рассерженных сверхъестественных существ, которые через виновного охотника могли проявить вредоносную силу. Раненого человека маркировали новым именем/прозвищем вместо обычного, изменяли его пространственное месторасположение, максимально удаляя от жилищ сородичей. В отдельных территориальных группах коренных народов Амуро-Сахалинского региона подобные верования и ритуалы сохраняются до настоящего времени.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бассейн Амура, тунгусо-маньчжуры, нивхи, охотничий промысел, комплекс верований, ритуалов, табу

УДК 39:930.85
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-226-235

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Арсеньев В. К. Путевой дневник 1. 1914–1925 гг. // Архив ПЦРГО-ОИАК. Ф. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 27. Л. 64, 230, 263–264, 267.
  • Арсеньев В. К. Сквозь тайгу. М., 1949.
  • Березницкий С. В. Этнокультурные контакты, этническая история и духовная культура коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Этнографические исследования 1998 г. // Архив ИИАЭНДВ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 416. Владивосток, 1999а. 711 л.
  • Березницкий С. В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999b.
  • Березницкий С. В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро- сахалинского региона. Владивосток, 2003.
  • Березницкий С. В. Материалы по культуре бикинских и анюйских удэгейцев, селемджинских эвенков. Этнографические исследования 2003–2004 гг. // Архив ИИАЭНДВ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 559. Владивосток. 2004а. 775 л.
  • Березницкий С. В. Трансформация культурного комплекса у селемджинских эвенков // Этнос и культура в условиях общественных трансформаций. Владивосток, 2004b. С. 37–56.
  • Березницкий С. В. Материалы по культуре хоккайдских айнов, амгуньских негидальцев и эвенков, горинских нанайцев. Этнографические исследования 2005 г. // Архив ИИАЭНДВ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 585. Владивосток, 2006. 847 л.
  • Березницкий С. В. Верования и обряды амурских эвенков // Россия и АТР. 2007. № 1. С. 67–75.
  • Березницкий С. В. Ритуальная идентификация в духовной культуре коренных народов Амура // Тихоокеанская Россия в истории Российской и восточноазиатской цивилизаций: V Крушановские чтения. 2006: в 2 т. Владивосток, 2008. Т. 1. С. 65–73.
  • Березницкий С. В., Сем Т. Ю., Тураев В. А. Верования и обряды. Духовная культура // История и культура дальневосточных эвенков: историко-этнографические очерки. СПб., 2010. С. 222–251.
  • Богословская Л. С. Киты Чукотки. Наследие Берингии. М., 2003. Вып. 1.
  • Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник МАЭ. М.; Л., 1957. Т. 17. С. 151–186.
  • Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). Л., 1969.
  • Василевич Г. М. Этнонимы в фольклоре // Фольклор и этнография. Л., 1970. С. 29–32.
  • Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Сборник МАЭ. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века. Л., 1971. Т. 27. С. 150–169.
  • Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
  • Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М., 2018.
  • Забияко А. П. Сакральное // Культурология XX век. Энциклопедия. М., 2007. Т. 2. С. 440–441.
  • Крейнович Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М., 1973.
  • Мамчева Н. А. Музыкальные инструменты медвежьего праздника // Обрядовые музыкальные инструменты аборигенов Сахалина. Южно-Сахалинск, 2003. С. 8–44.
  • Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. М., 1996.
  • Никифоровская А. Доклад врача отряда № 19 о работе в орочском районе ДВК. Протокол производственно-технического совещания Далькрайздрава 26.8.1932 // ГАРФ. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 804. Л. 17.
  • Нивхско-русский словарь. М., 1970.
  • Подмаскин В. В. Народные знания удэгейцев. Историко-этнографическое исследование по материалам XIX–XX вв. Владивосток, 1998.
  • Рубцова Е. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект) [Тексты с коммент.]. М.; Л., 1954.
  • Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.
  • Сидоров Н. П. Материалы об орочах. 1975 // Советско-Гаванский районный краеведческий музей. Ф. 45/1. Л. 11.
  • Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: материалы к этимологическому словарю: в 2 т. Л., 1975. Т. 1: А–Н; 1977. Т. 2: О–Э.
  • Таксами Ч. М. Нивхи (современное хозяйство, культура и быт). Л., 1967.
  • Фрейд З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии. М., 1923.
  • Хасанова М. М. Река в мировоззрении народов Нижнего Амура (к проблеме культурогенеза) // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 182–216.
  • Христофорова О. Б. Логика толкований: фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М., 1998.
  • Христофорова О. Б. Медведь и сом: типология мотива // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири. М., 2008. С. 193–221.
  • Цинциус В. И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Сборник МАЭ. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века. Л., 1971. Т. 27. С. 170–201.
  • Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Хабаровск, 1933.
  • Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
  • Austerlitz R. Gilyak Religious Terminology in the Light of Linguistic Analysis // The Transactions of the Asiatic Society of Japan. 1959. Vol. 7. P. 211–213.