Панакова Я. Фотография как средство проживания скорби (Провиденский район, Чукотка)

ПАНАКОВА ЯРОСЛАВА — к.с.н., ассистент и ученый (младший сотрудник), Институт социальной антропологии, факультет социальных и экономических наук, Университет Коменского в Братиславе (Словакия, Братислава). E-mail: haliganda@gmail.com, jaroslava.panakova@fses.uniba.sk

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Исследование азиатских эскимосов-юпик и чукчей в Провиденском районе (Чукотский автономный округ) показывает, как портретная фотография встраивается в местные способы проживания скорби и потери близкого человека, а также как она вступает (и вступает ли) в конфронтацию с этими моделями в визуальном плане. Несмотря на то что фотография на российской части Берингии — советское новоприобретение, местные жители изобретают собственные способы ее использования. Фотография на надгробном памятнике — частный случай советского влияния: в данном случае происходит не просто заимствование фотографии, но полное перенятие местными жителями конкретного жанра. Кроме того, фотография на надгробном памятнике входит в уже существующие практики, например в «кормление» духов или в «возвращение». Использование фотографии для взаимодействия с эмоциями, в отличие от генеалогической памяти или вербальных практик, насчитывает не так много времени, и поэтому она не смогла ни достаточно глубоко проникнуть в актуальные ритуальные практики, ни существенно трансформировать способы поминовения и скорби. Тем не менее, она позволяет обратить внимание на не исследованные ранее грани эмоций в контексте бытующих ритуальных практик.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проживание скорби, фотография на надгробном памятнике, поминовение усопших, Чукотка

УДК 77:393(571.651)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-201-208

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ  

  • Арутюнов С. А., Крупник И. И., Членов М. А. «Китовая аллея». Древности островов пролива Сенявина. М., 1982.
  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
  • Богораз В. Г. Чукчи. Ч. 2. Религия. Л., 1939.
  • Крупник И. И. Зимние «личные» праздники у азиатских эскимосов // Этнокультурные процессы в современных и традиционных обществах. М., 1979. С. 28–42.
  • Крупник И. И. Эскимосы // Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения. М., 1980. С. 207–215.
  • Крупник И. И. (сост. и запись). Пусть говорят наши старики: рассказы азиатских эскимосов- юпик. Записи 1975–1987 гг. М., 2000.
  • Крупник И., Членов М. Перемещения юпиков. Изменения и выживание в Беринговом проливе, 1900–1960. Фэрбанкс, 2013.
  • Опарин Д. Поминальный обряд азиатских эскимосов и современное ритуальное пространство Нового Чаплино и Сиреников // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 55–69.
  • Bodenhorn B. He Used to Be My Relative: Exploring the Basis of Relatednessamong Inupiat of Northern Alaska // Cultures of Relatedness: New Approaches to the Study of Kinship. Cambridge, 2000. P. 128–148.
  • Bourdieu P., Boltanski L., Castel R., Chamboredon J-C., Schnapper D. Photography. A Middle-brow Art. Cambridge, 1990.
  • Delaplace G. L’Invention des morts. Sépultures, fantômes et photographies en. Mongolie contemporaine (Nord-Asie 1). Paris, 2008.
  • Edwards E. Tracing photography. // Made to be Seen: Perspectives on the History of Visual Anthropology. Chicago, 2011. P. 159–189.
  • Hamayon R. N. La chasse à l’âme: esquisse d’une théorie du chamanisme sibérien. Nanterre, 1990.
  • Radley A. What People Do with Pictures. // Visual Studies. 2010. Vol. 25, № 3. P. 268–279.
  • Vaté V. Le Rituel de mort volontaire: rendre l’âme pour perpétuer la vie. Chémins d’étoiles // Imaginaires du Grand Nord. 2003. Vol. 10. P. 55–61.
  • Vaté V. The Kęly and the Fire: An Attempt at Approaching Chukchi Representations of Spirits // La nature des esprits. Humains et non-humains dans les cosmologies autochtones. Québec, 2007. P. 219–239.