Павлинская Л. Р. Особенности ландшафта в эпосе и обрядовых текстах тюрков Сибири конца XIX — начала XX в.

ПАВЛИНСКАЯ ЛАРИСА РОМАНОВНА — к.и.н., в.н.с. отдела этнографии Сибири, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: pavlinskaya@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена исследованию роли ландшафта в различных жанрах устного народного творчества тюркских народов Сибири XIX — начала XX в. Анализ материала показывает, что в описании родной земли главных героев эпических произведений, путей их странствий и мест сражений перед нами предстает образ мифологического пространства. Именно в нем разворачивается сюжет эпического сказания, что придает его содержанию сакральный характер. Необычайное сходство эпический ландшафт обнаруживает с изображением мест обитания верховных божеств и различных духов в обрядовых текстах. Это объясняется тем, что мифология как изначальная форма эмоционально-образного осмысления окружающего мира, несущая в себе первичный импульс творческой энергии человека, явилась основой становления культуры на ранних этапах истории. Велика ее роль и в более поздние эпохи, особенно в традиционных бесписьменных культурах, где она представляла собой один из важнейших источников ориентации человека в окружающем мире. Отчетливо выраженная мифологичность пространства в эпических сказаниях тюркских народов Сибири и ее явная генетическая связь с обрядовыми текстами позволяют видеть в эпосе этих народов отражение наиболее ранних стадий развития эпического творчества, когда и сюжет произведения, и его исполнение являлись важнейшей частью религиозно-обрядовой культуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ландшафт, эпос, мифологическая картина мира, тюрки Сибири

УДК [398.221+398.224](=512.1)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-97-103

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Алтын Сырыг // Шорские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / изд. подгот. А. И. Чудояков, Р. Б. Назаренко. Сказитель П. И. Кыдыяков. М.; Новосибирск, 1998. Т. 17. С. 322–436.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. СПб., 1924. (Сборник МАЭ. Т. 4).
  • Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л., 1971.
  • Кан Кес // Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. М.; Л., 1940. С. 25–72.
  • Катанов И. Ф. Образцы народной литературы тюркских племен. Изданные В. Радловым. СПб., 1907. Т. [2] VI, XXV. Ч. 9: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов.
  • Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М., 1973.
  • Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 2004.
  • Неклюдов С. Ю. Заметки о мифологической и фольклорно-эпической символике у монгольских народов: символика золота // Etnografia Polska. Wroclaw; Warszawa; Krakov; Gdansk, 1980. T. 24, zesz. 1. С. 65–94.
  • Очи-Бала // Алтайские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Сказители: А. Калкин, Т. Чачияков, С. Сабдин / пер. З. С. Казагачевой. Новосибирск, 1997. Т. 15.
  • Павлинская Л. Р. Некоторые аспекты семантики металлов в культуре тюрков Сибири XIX — начала XX в. // Культурное наследие народов Сибири и Севера: материалы IV Сибирских чтений, 12–14 октября 1998 г. СПб., 2000. С. 181–188.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988.
  • Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000.