Пивнева Е. А. «Из-за чего мы только ни настрадались…»: некоторые аспекты этнического самосознания сибирских аборигенов

ПИВНЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА  — к.и.н., заведующая отделом Севера и Сибири, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Россия, Москва). E-mail: pivnel@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Предпринята попытка взглянуть на этническое самосознание сибирских аборигенов сквозь призму их личностных суждений, эмоций и ощущений. С последними зачастую сталкивается каждый этнограф, но они, как правило, остаются на полях экспедиционных дневников, редко становясь самостоятельным предметом изучения. Источником информации послужили собранные автором в ходе полевых исследований в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2010 и 2012 гг. интервью, содержащие жизнеописания хантов и манси разных поколений. Рассматривается имеющая отношение к этничности эмоциональная составляющая этих жизненных историй, выявляются социальные детерминанты личностного этнического самосознания. Особое внимание уделяется стигматизации, которая в форме навешиваемого «ярлыка» оказывает большое влияние на самосознание сибирских аборигенов и способна вызывать их девиантное поведение. В заключение делается вывод о том, что имеющие отношение к этничности личностные эмоциональные ощущения можно понять лишь в соотнесении с общей системой ценностей этнического сообщества, которая, в свою очередь, зависит от образа жизни, а также от конкретных социально-политических условий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сибирские аборигены, этническая идентичность, жизненные истории, эмоции, ощущения, стигматизация, аборигенная политика

УДК 39(571.51)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-74-80

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • ПМА 2010; 2012. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
  • Алексеева Л. В. О некоторых результатах изучения Обь-Иртышского Севера 1917–1941 гг. (к вопросу о советской модернизации в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах) // Современное состояние и перспективы развития этнографических музеев Ханты-Мансийского автономного округа в новом тысячелетии: материалы окружной науч. конф. 29 ноября — 2 декабря 2004 г. Ханты-Мансийск, 2005. С. 33–42.
  • Батьянова Е. П. Метаморфозы этнической самоидентификации // Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте (культурологические очерки). М.; Нальчик, 1997. С. 148–161.
  • Ершов М. Ф. Литературный текст как историко-этнографический источник: по материалам произведений писателей Югры, Урала и Южной Сибири. Ханты-Мансийск, 2015.
  • Куропятник М. С. От стигмы к самоутверждению: понятие «коренной народ» в современном дискурсе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 1. С. 161–173.
  • Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  • Лярская Е. В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003.
  • Межуев В. М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Теоретическая культурология. М.; Екатеринбург, 2005. С. 311–318.
  • Народы Советского Севера (1960–1980-е годы). М., 1991.
  • Огрызко В. В. Опыт для других. Заметки о прозе Еремея Айпина // Айпин Е. Д. У гаснущего очага: повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера. Екатеринбург, 1998.
  • Смоляк А. В. О взаимоотношениях народов Севера и Сахалина Хабаровского края с окружающим населением. 1981 г. // Экологическая экспертиза. Народы Севера России. 1981–1984 годы. М., 2006. С. 176–180.
  • Туголуков В. А. О положении коренного населения р. Кур (Хабаровский сельский район). 1981 г. // Экологическая экспертиза. Народы Севера России. 1981–1984 годы. М., 2006. С. 181–186.