Целищева В. Г. Динамика восприятия прошлого народами Приамурья

ЦЕЛИЩЕВА ВЕРОНИКА ГЕННАДЬЕВНА — к.с.н., доцент кафедры истории, философии и культурологии Высшей школы технологии и энергетики, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: nics3@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. На основе документальных и полевых материалов, полученных в ходе изучения трех коренных народов Приамурья — нанайцев, ульчей, удэгейцев, рассматриваются две взаимосвязанные составляющие изменений социокультурных ландшафтов — появление новых форм хранения и передачи информации и усиление или ослабление положения в обществе различных возрастных групп. Внимание сосредоточивается на социальном прошлом, поскольку оно является стержневым элементом группообразования, обеспечивая легитимность группы, храня и актуализируя историю ее возникновения, определяя культурно-нормативные рамки приемлемых внутригрупповых взаимодействий. Помимо этого, социальное прошлое вписывает группу в более широкие контекстные рамки, влияя на отношения с другими участниками социальных взаимодействий. Основной вывод статьи заключается в констатации социальной обусловленности прошлого и памяти, поскольку то, что и как мы запоминаем, зависит от социальной среды. Играя роль «внешней памяти», библиотеки и музеи помогают нам преодолеть забывчивость. Эту же функцию выполняют люди, которые разделяют с нами социальное пространство. Но как существование группы зависит от необходимости распространения и хранения информации? В статье предпринимается попытка найти ответ на этот вопрос.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурные процессы, коренные народы Дальнего Востока, социальное время, историко-культурное наследие, социальные практики

УДК 323.15(571.6)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-135-142

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
  • Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. М., 2014.
  • Мельникова Т. В. Село Сикачи-Алян в прошлом и настоящем: некоторые страницы истории // Записки Гродековского музея. Хабаровск, 2003. С. 109–120.
  • Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 25.10.2016).
  • Путинцева А. П. Дневники Красной Юрты. Хабаровск, 2010.
  • Слёзкин Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. М., 2008.
  • Целищева В. Г. Претензии этничности. Претензии на этничность // Давыдов В. Н., Карбаинов Н. И., Симонова В. В., Целищева В. Г. Агинская street, танец с огнем и алюминиевые стрелы: присвоение культурных ландшафтов. Хабаровск, 2006. С. 61–107.
  • Целищева В. Г. Древо жизни или возобновляемые ресурсы? // Сибирский сборник — 4. Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. СПб., 2014. С. 182–189.