Е. В. Глебова. РИТУАЛЬНЫЙ СТУДЕНЬ ИЗ РЫБЬЕЙ КОЖИ В КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НИЖНЕГО АМУРА И САХАЛИНА

ГЛЕБОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА — редактор, Союз театральных деятелей РФ; соискатель, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Россия, Москва) E-mail: elena.glebova@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2019

 

АННОТАЦИЯ. На берегах Амура и его притоках, где живут нанайцы, ульчи, нивхи, орочи и негидальцы, а также у нивхов Сахалина, сложилась особая рыболовная культура, оказавшая влияние на все сферы жизни этих народов и сформировавшая модель традиционного питания «ихтиофагов». В комплексе повседневной и ритуальной (жертвенной) пищи особо выделяется студень из растертой рыбьей кожи с добавлением рыбьего (нерпичьего) жира, ягод. Благодаря тесным этнокультурным связям это блюдо присутствовало в пищевых практиках народов Нижнего Амура и Сахалина, но именно у ульчей и нивхов студень мос (моси) занимал особое место в ритуальной кухне. Мос готовился для освящения домашнего очага, «кормления» хозяев водной стихии, душ утонувших соплеменников. Без него не обходились во время медвежьего праздника — в прошлом главного праздника у нивхов и ульчей. В XX в. культура народов Приамурья и Сахалина претерпела значительные трансформации, однако и в XXI в. студень из кожи рыб продолжает бытовать в ульчских и нивхских семьях как ритуальное блюдо, по-прежнему являясь символом радости и печали. Его готовят на годовые поминки, к праздникам, ко дню рождения и встрече особых гостей. Статья основана на историографических источниках конца XIX — начала XX в., современных исследованиях, полевых материалах автора, собранных в ульчском селе Булава Хабаровского края (2006–2009).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коренные народы, Нижний Амур, Сахалин, ритуальный студень, рыбья кожа, ритуальные практики, этническая идентичность

УДК 392.8(571.61./.64)
DOI 10.31250/2618-8619-2019-1(3)-189-195

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2006–2009. Село Булава, Ульчский район, Хабаровский край.
  • Глебова Е. Метаморфозы рыбьей кожи: путь древнего ремесла народов Амура. Хабаровск, 2010.
  • Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск, 1939.
  • Крейнович Е. А. Нивхгу: загадочные обитатели Амура и Сахалина. Южно-Сахалинск, 2001.
  • Мальцева О. В. Влияние лососевого промысла на хозяйственную специализацию и социаль­ные отношения в среде ульчей и амурских нанайцев (вторая половина XIX — начало XX века) // Археология, этнология и антропология Евразии. 2012. № 2 (50). С. 124–132.
  • Осипова М. В., Тэмина М. Г. Медвежий праздник у нивхов и айнов (лингвокультурологический анализ) // Россия и АТР. 2008. № 2. С. 56–63.
  • Роон Т. П. Система промысловых культов в традиционной культуре нивхов // Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 1993. № 2. С. 89–103.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.
  • Таксами Ч. М. Нивхи (современное хозяйство, культура и быт). Л., 1967.
  • Шевкомуд И. Я. Очерк истории древнего мира Нижнего Амура // Объекты культурного насле­дия: памятники истории культуры Хабаровского края. Хабаровск, 2013. С. 227–229.
  • Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Этнографическая часть. Первая половина: глав­ные условия и явления внешнего быта. СПб., 1899. Т. 2.