В. А. Кисель НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТУВЫ)

КИСЕЛЬ ВЛАДИМИР АНТОНИЕВИЧ — к.и.н., ст. хранитель, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: kisel@kunstkamera.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема влияния государства на национальные традиции. Объектом исследования стали исторические изменения характерных черт культуры тувинцев: камнерезного искусства, самогоноварения, скотокрадства. Зарождение этих черт восходит к периоду формирования тюрко-монгольских культур. На их развитие сильно повлияла богатая история Тувы. За последние три столетия Тува неоднократно меняла свою политическую структуру. Она была частью Цинской империи, находилась под протекторатом Российской империи, входила в состав СССР и Российской Федерации, была независимой республикой. В результате всех перемен традиционная культура тувинцев подверглась кардинальной деформации. Тувинская мелкая пластика сумела сохранить исходный анималистический набор персонажей. При этом она обогатилась новыми образами и сюжетами, усложнилась декоративными элементами и скрытой динамикой. Первоначальное назначение миниатюрной скульптуры, связанное с ритуальной сферой, оказалось практически утраченным. Производство молочной водки неоднократно подвергалось многочисленным запретам и преследованиям. В результате оно оказалось фактически на грани исчезновения. Несмотря на это, значение молочной водки в культуре тувинцев остается очень большим. Институт скотокрадов изначально имел социальные корни. Часто похищение скота выступало инициацией для юношей. Однако со временем скотокрадство перешло в криминальную сферу и превратилось в явление уголовной среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тува, традиционная культура, государство, камнерезное искусство, самогоноварение, кайгалы

УДК 394.94(=512.156)
DOI 10.31250/2618-8619-2019-1(3)-171-188

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Данилин А. Г. Дневники этнографических поездок на Алтай и в Ойротскую Автономную об­ласть. 1927-1929 гг. 396 л. + 1 л. // СПбФ АРАН. Ф. 135. Оп. 2. Ед. хр. 102.
  • Адрианов А. В. Айран в жизни минусинского инородца // Записки ИРГО по отделу этнографии. 1909. Т. 34. С. 489–524.
  • Африканов А. М. Русская торговля в Урянхайской земле // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. М.: Слово/Slovo, 2014. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве (конец XIX — первая половина XX вв.). С. 94–117.
  • Бороноева Т. А. Фольклорно-мифологические мотивы в современной скульптуре Бурятии // Вестник БГУ. 2016. Вып. 5. С. 46–57.
  • Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев. М., 1995.
  • Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. «Уча» — обычай престижного распределения добычи у саян­ских тюрков // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материа­лы междунар. науч.-практ. конф. Абакан, 2005. С. 42–46.
  • Вайнштейн С. И. Современное камнерезное искусство тувинцев // Советская этнография. 1954. № 3. С. 31–37.
  • Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.
  • Вайнштейн С. И. Орнамент в народном искусстве тувинцев // Советская этнография. 1967. № 2. С. 45–61.
  • Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974.
  • Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
  • Данилин А. Г. Дневники этнографических поездок на Алтай и в Ойротскую Автономную об­ласть. 1927-1929 гг. 396 л. + 1 л. // СПбФ АРАН. Ф. 135. Оп. 2. Ед. хр. 102.
  • Адрианов А. В. Айран в жизни минусинского инородца // Записки ИРГО по отделу этнографии. 1909. Т. 34. С. 489–524.
  • Африканов А. М. Русская торговля в Урянхайской земле // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. М.: Слово/Slovo, 2014. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве (конец XIX — первая половина XX вв.). С. 94–117.
  • Бороноева Т. А. Фольклорно-мифологические мотивы в современной скульптуре Бурятии // Вестник БГУ. 2016. Вып. 5. С. 46–57.
  • Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев. М., 1995.
  • Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. «Уча» — обычай престижного распределения добычи у саян­ских тюрков // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материа­лы междунар. науч.-практ. конф. Абакан, 2005. С. 42–46.
  • Вайнштейн С. И. Современное камнерезное искусство тувинцев // Советская этнография. 1954. № 3. С. 31–37.
  • Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.
  • Вайнштейн С. И. Орнамент в народном искусстве тувинцев // Советская этнография. 1967. № 2. С. 45–61.
  • Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974.
  • Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
  • Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII — первая четверть XX в.). Л., 1979.
  • Иргит А. К. Орнамент в тувинской каменной пластике малых форм // Исторические, философ­ские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1 (5). С. 66–68.
  • Иргит А. К. История развития и современное состояние каменной пластики Тувы: дис. … канд. искусствоведения. Красноярск, 2017.
  • История Тувы: в 2 т. Новосибирск, 2001. Т. 1.
  • Каралькин П. И. Тувинские шахматы // Этнография народов СССР. Л., 1971. С. 136–145.
  • Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества. Кызыл, 2011.
  • Кенин-Лопсан М. Б. Волшебник. Рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи. Кызыл, 1976.
  • Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл, 2006.
  • Кисель В. А. История камнерезного искусства Тувы // Сборник МАЭ. Музейные коллекции и научные исследования: материалы годичной науч. сессии МАЭ РАН 2000 года. СПб., 2004. Т. 49. С. 44–56.
  • Кисель В. А. Тува в современном мире (взгляд стороннего наблюдателя) // Сибирь на рубеже тысячелетий. Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и эт­нических процессов. СПб., 2005. С. 144–151.
  • Кисель В. А. Образ нойона в тувинском искусстве // Символы, атрибуты и образы власти. СПб., 2014а. С. 86–92.
  • Кисель В. А. Самогоноварение у тувинцев: конфликт традиционной культуры и государства // Сибирский сборник — 4. Грани социального: антропологические перспективы исследования со­циальных отношений и культуры. СПб., 2014b. С 506–522.
  • Кисель В. А. Камнерезное искусство тувинцев как направление в изобразительном творче­стве кочевников // Тезисы докладов научной конференции «Теория и практика исследования эт­нокультурных комплексов», посвящ. 65-летию со дня рождения В. А. Козьмина. СПб., 2015. С. 117–119.
  • Кисель В. А. Малоизвестный мотив камнерезного искусства Тувы (полевые материалы 2000– 2014 гг.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб., 2016а. Вып. 16. С. 110–123.
  • Кисель В. А. Образ кайгала в тувинской культуре (эмоциональное восприятие и политическая конъюнктура). СПб., 2016b. (в печати).
  • Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956.
  • Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. М., 1936. Т. 3–4.
  • Кононов А. Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана Хивинского. М.; Л., 1958.
  • Кореняко В. А. Декоративно-прикладное искусство Тувы в собрании ГМИНВ (каталог мелкой пластики) // Научные сообщения ГМИНВ. М., 1984. Вып. 17. С. 58–109.
  • Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М., 2002.
  • Кореняко В. А. Произведения тувинских камнерезов в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана // Новые данные о минералах. М., 2012. Вып. 47. С. 93–101.
  • Кочешков Н. В. Шахматы у монголоязычных народов XIX–XX вв. // Советская этнография. 1972. № 1. С. 132–138.
  • Кужугет А. К. Трансформация образа коня и всадника в тувинском искусстве в XX — начале XXI века // Гуманитарные науки в XXI веке: человек, общество, глобальный мир: материалы меж­дунар. конф. Кызыл, 2015. С. 445–449.
  • Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: историко-этнографический очерк. Кызыл, 1973.
  • Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл, 2001.
  • Ланзы С. Народные умельцы в столице республики // Газета «Тувинская правда». 1965. № 173.
  • Маннай-оол М. Х. К вопросу о происхождении скифо-сибирского «звериного стиля» // Новые ис­следования Тувы. 2009. № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_3/464-mannay-ool.html (дата об­ращения: 16.09.2009).
  • Москаленко Н. П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М., 2004.
  • Мышлявцев Б. А. Похититель скота и социальная гармония. Некоторые аспекты отношений соб­ственности у тувинцев Западной Тувы // Сибирский этнографический вестник. 2001. № 5 (6). URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/Data/?html=bam2.htm&mi=25&id=1123 (дата обращения: 19.10.2016).
  • Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец XX — начало XXI вв.): ав­тореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2002.
  • Мышлявцев Б. А. Культура употребления опьяняющих и наркотических веществ у современ­ных тувинцев // Сибирский этнографический вестник. 2003. № 15. URL: http://www.sati.archaeology. nsc.ru (дата обращения: 19.10.2016).
  • Мягков И. М. Искусство Танну-Тувы // Материалы по изучению Сибири. Томск, 1931. Т. 3. (Отдельный оттиск). С. 1–33.
  • На главной площади Тувы более 500 человек сложили слова «Трезвая Россия» // Тува-онлайн. 2017. URL: http://www.tuvaonline.ru/2017/09/12/na-glavnoy-plochadi-tuvy-bolee-500-chelovek-slozhi­li-slova-trezvaya-rossia.html (дата обращения: 13.09.2017).
  • Ноозун О. Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи историко-культурного раз­вития. Кызыл, 2016.
  • Оживший камень: фотоальбом тувинской народной резьбы по камню. Кызыл, 1969.
  • Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы. Абакан, 2004.
  • Оюн Л. Отрезать скотокрадам руки? Реально ли всем миром одолеть главное преступление Тувы — скотокрадство // Газета «Центр Азии». 2009. № 5. URL: http://www.centerasia.ru/ issue/2009/5/2444-otrezat-skotokradam-ruki-realno-li-vsem.html (дата обращения: 10.02.2009).
  • Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Материалы этнографические. СПб., 1883.
  • Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.
  • Прокофьева Е. Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб., 2011.
  • Разбойники-рецидивисты, укравшие стадо, задержаны в Туве // Тува-онлайн. 2014. URL: http:// www.tuvaonline.ru/2014/01/15/razboyniki-recidivisty-ukravshie-stado-skota-zaderzhany-v-tuve.html (дата обращения: 16.01.2014).
  • Рафаенко В. Я. Современное состояние и перспективы развития тувинского народного искус­ства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. С. 242– 256.
  • Савенков И. Т. К вопросу об эволюции шахматной игры. Сравнительно-этнографический очерк // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 1–128.
  • Самбу И. У. Тувинские народные игры. Кызыл, 1978.
  • Кужугет А. К. Трансформация образа коня и всадника в тувинском искусстве в XX — начале XXI века // Гуманитарные науки в XXI веке: человек, общество, глобальный мир: материалы меж­дунар. конф. Кызыл, 2015. С. 445–449.
  • Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: историко-этнографический очерк. Кызыл, 1973.
  • Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл, 2001.
  • Ланзы С. Народные умельцы в столице республики // Газета «Тувинская правда». 1965. № 173.
  • Маннай-оол М. Х. К вопросу о происхождении скифо-сибирского «звериного стиля» // Новые ис­следования Тувы. 2009. № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_3/464-mannay-ool.html (дата об­ращения: 16.09.2009).
  • Москаленко Н. П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М., 2004.
  • Мышлявцев Б. А. Похититель скота и социальная гармония. Некоторые аспекты отношений соб­ственности у тувинцев Западной Тувы // Сибирский этнографический вестник. 2001. № 5 (6). URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/Data/?html=bam2.htm&mi=25&id=1123 (дата обращения: 19.10.2016).
  • Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец XX — начало XXI вв.): ав­тореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2002.
  • Мышлявцев Б. А. Культура употребления опьяняющих и наркотических веществ у современ­ных тувинцев // Сибирский этнографический вестник. 2003. № 15. URL: http://www.sati.archaeology. nsc.ru (дата обращения: 19.10.2016).
  • Мягков И. М. Искусство Танну-Тувы // Материалы по изучению Сибири. Томск, 1931. Т. 3. (Отдельный оттиск). С. 1–33.
  • На главной площади Тувы более 500 человек сложили слова «Трезвая Россия» // Тува-онлайн. 2017. URL: http://www.tuvaonline.ru/2017/09/12/na-glavnoy-plochadi-tuvy-bolee-500-chelovek-slozhi­li-slova-trezvaya-rossia.html (дата обращения: 13.09.2017).
  • Ноозун О. Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи историко-культурного раз­вития. Кызыл, 2016.
  • Оживший камень: фотоальбом тувинской народной резьбы по камню. Кызыл, 1969.
  • Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы. Абакан, 2004.
  • Оюн Л. Отрезать скотокрадам руки? Реально ли всем миром одолеть главное преступление Тувы — скотокрадство // Газета «Центр Азии». 2009. № 5. URL: http://www.centerasia.ru/ issue/2009/5/2444-otrezat-skotokradam-ruki-realno-li-vsem.html (дата обращения: 10.02.2009).
  • Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Материалы этнографические. СПб., 1883.
  • Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.
  • Прокофьева Е. Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб., 2011.
  • Разбойники-рецидивисты, укравшие стадо, задержаны в Туве // Тува-онлайн. 2014. URL: http:// www.tuvaonline.ru/2014/01/15/razboyniki-recidivisty-ukravshie-stado-skota-zaderzhany-v-tuve.html (дата обращения: 16.01.2014).
  • Рафаенко В. Я. Современное состояние и перспективы развития тувинского народного искус­ства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. С. 242– 256.
  • Савенков И. Т. К вопросу об эволюции шахматной игры. Сравнительно-этнографический очерк // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 1–128.
  • Самбу И. У. Тувинские народные игры. Кызыл, 1978.