С. Е. Никитина ПУТИ-ДОРОГИ В ЖИЗНИ И ДУХОВНЫХ СТИХАХ СТАРООБРЯДЦЕВ РУССКОГО СЕВЕРА

НИКИТИНА СЕРАФИМА ЕВГЕНЬЕВНА — д.филол.н., г.н.с., Институт языкознания РАН (Россия, Москва) E-mail: seniki38@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Преимущественно на материале текстов старообрядческой культуры Русского Севера рассматриваются типы движения / перемещения отдельных лиц и локальных групп, обусловленные внешними и внутренними для этих групп факторами, являющимися для них насильственными или добровольными. Так, север, место ссылок преступников и инакомыслящих, в том числе старообрядцев, притягивал к себе и вольных людей, стремившихся утвердить свою веру на новых пространствах. И в тех, и в других была готовность к внезапным переменам и опасностям, то есть повышенная мобильность. Возникали новые поселения, распространялись духовные произведения, в частности духовные стихи. Во многих из них была идея дороги как в физическом земном пространстве, так и жизненного пути в духовном смысле (узкий путь), а также эсхатологической дороги в мир иной, на Божий суд. Замечательное единство образа «путевой» жизни и образа мысли очевидно в культуре согласия бегунов, или странников: миссионерские путешествия, бегства от «врагов» — церковных и светских властей, насильственные отторжения пастырей от группы, то есть аресты, отражены в их рассказах и духовных стихах. Приводятся три полных текста неизвестных ранее стихов с комментариями автора статьи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Русский Север, старообрядческая культура, типы перемещений, земные пути-дороги, духовный путь, эсхатологическая дорога, странники, странничество, бегство, духовные стихи, тексты

УДК 398.88(470.1/.2)
DOI 10.31250/2618-8619-2019-1(3)-68-82

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 1979. Кезский, Чердынский районы, Пермский край.
  • ПМА 1998. Мезенский район, Архангельская область.
  • Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А. В. Маркова. СПб., 2002.
  • Даль В. И. Толковый словарь Даля: в 4 т. М., 1978. Т. 1, 3.
  • Дутчак Е. Е. Из «Вавилона в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин ста­роверов-странников (вторая половина XIX — XXI в.) Томск, 2007.
  • Дутчак Е. Е. Человек и трансцендентный мир в представлениях старообрядцев-странников второй половины XIX — XX вв. // Старообрядческая культура Русского Севера: тез. докл. и сообщ. Каргопольской науч. конф. М.; Каргополь, 1998. С. 49–53.
  • Духовные стихи Русского Севера / сост. В. П. Кузнецова; нот. прил. Г. В. Лобкова, М. Н. Шейченко. Петрозаводск, 2015.
  • Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.
  • Никитина С. Е. Роль старообрядцев в нестарообрядческих селениях Севера // Старообрядческая культура Русского Севера: тез. докл. и сообщ. Каргопольской науч. конф. М.; Каргополь, 1998. С. 61–63.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. 9-е изд., испр. и доп. М., 1972.
  • Романова Е. В. Массовые сожжения старообрядцев в России в XVII–XIX веках. СПб., 2012.
  • Сморгунова Е. М. Портреты и образы наших «благодетелей». Портрет первый: Матушка Галина // Мир старообрядчества. История и современность. М., 1999. Вып. 5. С. 179–197.
  • Сморгунова Е. М. Старец Никита Семенович и догматика бегунства (по рукописям пермской коллекции МГУ) // Старообрядческий мир Волго-Камья. Проблемы комплексного изучения: мате­риалы науч. конф. Пермь, 2001. С. 87–108.
  • Хрушкая Л. Н. История старообрядческих скитов на Зимнем берегу Белого моря в XVII– XVIII веках // Русский Север и архиепископ Афанасий. Архангельск, 2003.
  • Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье (очерк из быта поморов) // Известия Архангельского общества изучения русского Севера. 1912. № 4. С. 156–165.
  • Чагин Г. Н. Старообрядческий мир верховьев Колвы и Печоры в XIX–XXI вв. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. С. 258–272.
  • Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М., 2003.
  • Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: в 2 т. М., 2002.