А. А. Ераносян. РАЗЛАГАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО: ОПЫТ ВИЗУАЛЬНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ РОДОСЛОВНОЙ ПАМЯТИ В СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ

ЕРАНОСЯН АРГАМ АРЕЛСАНОВИЧ — н.с. отдела антропологии современности, Институт археологии и этнографии НАН РА; Мемориальный комплекс Сардарапатской битвы, Национальный музей этнографии армян и истории освободительной борьбы (Армения, Ереван)
E-mail: agyeranos@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изучению типологии родословных древ в армянской генеалогической традиции Советской Армении и анализу основных изобразительных практик. Родословное, или генеалогическое, древо — это схематично-графическое (с помощью скобок, линий, выравнивания по гори- зонталям или вертикалям и т. п.) представление родственных связей, родословной истории (в синхронном и диахронном разрезе) в виде условно-символического «дерева» — генеалогической таблицы, круговой концентрической таблицы, поколенной росписи и т. д. Тему предлагается рассматривать на пересечении двух основных исследовательских контекстов: исследование памяти и парадигмальное исследование по- колений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: родословное древо, историческая память, поколения, армянский аристократический род, кровнородственные группы, традиция, национальный символ

 

УДК 929.521
DOI 10.31250/2618-8619-2019-2(4)-63-71

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2013. Армавир; Ереван, Республика Армения.
  • Абрамян Л., Демирханян А. Мифологема близнецов и мировое дерево // Историко- филологический журнал АН АрмССР. 1985. № 4. С. 66–84.
  • Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в вы- соких культурах древности. М., 2004.
  • Ачарян Р. Корневой словарь армянского языка. Ереван, 1925–1935. Т. 1–7 (на арм. яз.). Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам
  • СССР // Приложение Демоскопа Weekly. № 813–814. 6–19 мая 2019 г. URL: http://www.demoscope. ru/weekly/ssp/census.php?cy=3 (дата обращения: 20.05.2019).
  • Драсханакертци О. История Армении. Ереван, 1984.
  • Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 7–47.
  • Марутян А. К вопросу об иконографическом восприятии памяти Первой мировой войны в ар- мянской действительности // Историко-филологический журнал. 2013. № 1. С. 3–21.
  • Марутян А. Память о геноциде как фактор формирования новой идентичности (конце 1980-х — начало 1990-х годов) // Историко-филологический журнал. 2005. № 1. С. 55.
  • Мнацаканян А. Армянское орнаментальное искусство. Ереван, 1955. С. 301–303 (на арм. яз.). Мхитар Севастийский. Новый Айказянский словарь. Венеция, 1744. Т. 1 (на арм. яз.). Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.
  • Хаттон П. Х. История как искусство памяти. СПб., 2004. С. 39–41.
  • Хоренаци М. История Армении. Ереван, 1990.
  • Anderson B. Imagined Communities. London; New York, 2006.
  • Artsruni T. History of the House of Artsrunik. Detroit, 1985.
  • Colle J., Malcolm C. Visual Anthropology as a Research Method. Albuquerque, 1986.
  • Schwartz B. The Social Context of Commemoration: A Study in Collective Memory // Social Forces. 1982. Vol. 61, № 2. Р. 374–402.