Ю. О. Андреева. ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОЛОКАН В СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ

АНДРЕЕВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА — к.и.н., м.н.с. отдела этнографии Кавказа, Музей антрополо- гии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)
E-mail: Julia.o.andreeva@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена современной ситуации религиозной группы молокан в Грузии. Секта молокан сложилась в XVIII в. в центральных губерниях Российской империи. В Закавказье их стали высылать с 1830 г. после отнесения к «особо вредным сектам». Сегодня большая часть молокан в силу разных причин переехала в Россию и в другие страны. В Азербайджане, Армении и Грузии осталось лишь несколько сел, где все еще компактно проживают молокане и стараются сохранять традиционный уклад. В ходе экспедиции автора 2018 г. были собраны материалы, показывающие почти полное вымирание течения в связи с миграцией в Россию. В статье выделяются традиционные молоканские черты, кото- рые удалось наблюдать в сообществе, находящемся на грани исчезновения. В бывших молоканских селах еще есть собрания, очевидно, доживающие свои последние дни. Описывается роль религии в современ- ном молоканском сообществе. Кроме того, приводятся рассказы информантов о порядках, бытовавших в прошлом, и об отношениях с грузинскими соседями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миграция, сектантство, молокане, религиозное меньшинство, село

 

УДК 28(479.22)
DOI 10.31250/2618-8619-2019-2(4)-16-26

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2018. Грузия, май 2018 г.
  • Беженцева А. Страна Духобория. Тбилиси, 2007.
  • Гвасалия Г. Положение русской общины и русского языка в Грузии // Аналитический портал
  • «Кавказского дома». 11.04.2013. URL: http://regional-dialogue.com/ru/положение-русской-общины- и-русского-я/ (дата обращения: 20.02.2019).
  • Долженко И. В. Хозяйственный и общественный быт русских крестьян Восточной Армении (конец XIX — начало XX в.). Ереван, 1985.
  • Иванова Ю. В. Особенности жизни в сельских общинах русских сектантов Закавказья: тради- ции и инновации // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992. С. 26–44.
  • Иникова С. А. Проблемы этноконфессиональных групп духоборцев и молокан // Фактор этно- конфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998. С. 84–104.
  • Исмаил-Заде Д. И. Русское крестьянство в Закавказье (30-е годы XIX — начало XX в.). М., 1982.
  • Комарова О. Д. Современная миграция населения из русских сел Закавказья // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992. С. 105–144.
  • Комахия М. Славянское население Грузии // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 4 (52). С. 152– 165.
  • Маркушин Е. В. Воспоминания. Краснодар, 2014.
  • Мельникова Е. А. Воспоминания об «исходе» и этническая идентичность финнов-ингерман- ландцев в переселенческой Карелии // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб., 2014. Вып. 14. С. 51–70.
  • Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г. Тифлис, 1893.
  • Семенов И. Я. История закавказских молокан и духоборов. Ереван, 2001.
  • Ямсков А. Н. Этнические различия в социально-профессиональном составе сельского русского и коренного населения Закавказья // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992. С. 144–160.