Головнёв А.В. Музейное мышление: соблазн открытия и инстинкт хранения

ГОЛОВНЁВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор, директор, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт- Петербург)
e-mail: Andrei_golovnev@bk.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Музейные работники не только хранят коллекции и делают экспозиции, но и врастают в музей настолько, что становятся его лицами и голосами. Обратная сторона музейного мышления — причастность к «культу подлинности» и почитанию раритетов — свойственна посетителям музея. Наблюдения за музейной жизнью выявляют выраженный «инстинкт хранения», и неспроста одна из ключевых позиций в музейном деле называлась «консерватор». Истоки музеальности обнаруживаются в глубинах археологии (пещерных росписях), обрядах и святилищах разных народов. Ярким и многообразным ее воплощением стали древнегреческие мусейоны — собрания муз и их служителей, включая жрецов, мудрецов, поэтов, риторов. Композиция знаменитого Александрийского мусейона, разрушенного христианами, через тысячелетие возродилась в музеумах Ренессанса, а затем вундеркамерах и кунсткамерах. Из этого театра-музея произошла музейная традиция Нового времени с вариациями имперскости, колониальности, нациестроительства, этничности

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Музейное мышление, мусейон, музеальность, Кунсткамера

 

УДК 069.1
DOI 10.31250/2618-8619-2019-3(5)-9-18

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ананьев в. Г. история зарубежной музеологии: идеи, люди, институты. М.: Памятники исто- рической мысли, 2018.
  • Богораз в. Г. л. я. Штернберг как человек и ученый // Этнография. 1927. № 2 (кн. IV). с. 269– 282.
  • ван Менш П. К методологии музеологии. М.: «Перспектива», 2018.
  • Головнёв А. в. Антропология движения (древности северной евразии). екатеринбург: Уро РАн; волот, 2009.
  • Головнёв А. в. Этнография в российской академической традиции // Этнография. № 1. 2018. с. 6–39.
  • Конт Ф. от этнографических музеев к музеям общества. Размышления по поводу французско- го опыта // Антропологический форум. 2007. № 6. с. 41–47.
  • наварро о. история и память в современном музее: несколько замечаний с точки зрения критической музеологии // вопросы музеологии. 2010. № 2. с. 3–11.
  • Плутарх. сравнительные жизнеописания. т. 1. М.: наука, 1994.
  • Поршнев в. П. Мусей в культурном наследии античности. М.: новый Акрополь, 2012. Шастель А. искусство и гуманизм во Флоренции времен лоренцо великолепного. М., сПб.:
  • Университетская книга, 2001.
  • Шнирельман в. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический под- ход // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. с. 8–26.
  • Alexander E. P. & Alexander M. Museums in Motion: An Introduction to the History and Functions of Museums. 2nd ed. Lanham; NY; Toronto. AltaMira Press, 2008.
  • Gosden Ch. & Larson F. Knowing things: exploring the collections at the Pitt Rivers Museum, 1884– 1945. Oxford: Oxford Univ. Press. 2007. 261 p.
  • Hooper­Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture (Museum Meanings). London; NY: Routledge, 2000.
  • Shaw W. M. K. Possessors and Possessed. Museums, Archaeology, and the Visualization of History in the Late Ottoman Empire. Berkeley: Univ. of California Press. 2003.
  • Stránský Z. Z. Archeologie a muzeologie. Brno: Masarykova univerzita, 2005. Washburn W. E. Grandmotherology and museology // Curator. 1967. № 10(1). P. 43–48.
  • Willett F. Museums: two case studies of reaction to colonialism // The politics of the past. Eds.
  • P. Gathercole, D. Lowenthal. L.: Unwin Hyman, 1990. P. 172–188.