Белоруссова С.Ю. От музейного строительства к этностроительству (на примере южноуральских нагайбаков)

БЕЛОРУССОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА — к.и.н., научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)
e-mail: Svetlana–90@yandex.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Музейный бум 1990-х годов был примечателен массовым открытием больших и малых экспозиций, комнат и «уголков», отдельных музеев и выставок, посвященных культурному наследию этнических сообществ. Нагайбаки оказались непосредственными участниками музейного движения. В советский период их этничность имела скрытый и латентный характер, а в постсоветское время они превратились в этнических экстравертов, стремящихся широко демонстрировать свои традиции и заявлять о своей самобытности. В 1986 г. нагайбаки создали свой первый музей (впоследствии их открылось еще пять), затем их этническому движению сопутствовал ошеломительный успех: в 1990-е годы они добились статуса коренного малочисленного народа Российской Федерации. Первые музеи нагайбаков были открыты благодаря активности лидеров: Маметьева, Фомина и Васильева. Их судьбы — ветеранов войны, активных общественных деятелей — очень похожи, а музеи как будто сплели их в единую сеть. Несмотря на то что музеи при создании имели разные цели, в конечном счете они стали этнокультурным пространством нагайбаков. Фершампенуазский музей, который изначально был посвящен истории района, оказался своего рода «базой» поиска этнической идентичности. Парижский музей, открытый в память о Блюхере, вскоре сменил акцент на нагайбакскую культуру. Остроленский музей оказался местом реабилитации материального и культурного наследия казаков-нагайбаков. Стремительное создание музеев было ответом на полувековое латентное состояние этничности в советское время и этнический бум в постсоветский период.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музей, нагайбаки, этничность, идентичность, этностроительство, музейное строительство

 

УДК 069:39
DOI 10.31250/2618-8619-2019-3(5)-67-75

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Арапова Л. В. «истинный нагайбак» (о краеведе А. М. Маметьеве) // «Во славу русского оружия»: мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. отечественной войне 1812 года. челябинск, 2012. C. 163–167.
  • Баранов Д. А. Этнографический музей и «рационализация системы» // Этнографическое обо- зрение. 2010. № 4. С. 26–43.
  • Беззубова О. В. Музейный проект как инстанция дискурса «национального» // Вопросы музео- логии. 2011. № 2 (4). С. 20–29.
  • Васильев иван Алексеевич // Энциклопедия челябинской области. urL: http://chel-portal.ru/?s ite=encyclopedia&t=Vasilev&id=2538 (дата обращения: 12.06.2019).
  • Герасимова Н. Г. Село Париж — малая Родина. Магнитогорск, 2015.
  • Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14–20.
  • Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю. о роли личности в этноистории: Алексей Маметьев и народо- строительство нагайбаков // Этнографическое обозрение. 2018. № 5. С. 78–94.
  • Документальный фонд Музея истории с. Париж (челябинская обл., нагайбакский район, с. Париж).
  • Донован В. «идя назад, шагаем вперед»: краеведческие музеи и создание местной памяти в Северо-Западном регионе // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 379–402.
  • Маметьев А. М. Воспоминания о прошлом. Фершампенуаз, 1998. 169 с. // личный фонд семьи Маметьевых.
  • Маметьев А. М. Путь династии Маметьевых. Фершампенуаз, 1992. 120 с. // Архив нагайбакского районного историко-краеведческого музея.
  • Мельникова Е. А. локальное прошлое на границе национального: краеведческие музеи Северного Приладожья в постсоветское время // Антропологический форум. 2015. № 25. С. 9–41. Полевые материалы автора. челябинская обл., нагайбакский район, пос. остроленский, с. Фершампенуаз, 2015.
  • Тойнби А. Д. Постижение истории. М., 1991.
  • Шнирельман В. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический под- ход // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. C. 8–26.
  • Widdis E. Visions of a new Land. Soviet film from the revolution to the Second World War. Yale, 2003.