Дмитренко Л.М., Кондакова О.В. Альберт Войтех Фрич — собиратель коллекций МАЭ РАН (по материалам рукописного архива Музея народов Азии, Африки и Америки им. Напрстека (Прага, Чехия))

ДМИТРЕНКО ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА — м.н.с. отдела этнографии Америки, Музей антро- пологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)
e-mail: jakovlevaljuba@mail.ru

КОНДАКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — м.н.с. отдела этнографии Америки, Музей антро- пологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)
e-mail: sokolovaolga09@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Музейные работники не только хранят коллекции и делают экспозиции, но и врастают в музей настолько, что становятся его лицами и голосами. Обратная сторона музейного мышления — причастность к «культу подлинности» и почитанию раритетов — свойственна посетителям музея. Наблюдения за музейной жизнью выявляют выраженный «инстинкт хранения», и неспроста одна из ключевых позиций в музейном деле называлась «консерватор». Истоки музеальности обнаруживаются в глубинах археологии (пещерных росписях), обрядах и святилищах разных народов. Ярким и многообразным ее воплощением стали древнегреческие мусейоны — собрания муз и их служителей, включая жрецов, мудрецов, поэтов, риторов. Композиция знаменитого Александрийского мусейона, разрушенного христианами, через тысячелетие возродилась в музеумах Ренессанса, а затем вундеркамерах и кунсткамерах. Из этого театра-музея произошла музейная традиция Нового времени с вариациями имперско- сти, колониальности, нациестроительства, этничности

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Музейное мышление, мусейон, музеальность, Кунсткамера

 

УДК 069.1
DOI 10.31250/2618-8619-2019-3(5)-9-18

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бородатова А. А. Альберто Фрич и его американские коллекции // Американские индейцы: новые факты и интерпретации (проблемы индеанистики). М., 1996. с. 284–303.
  • Ершова Е. А., Корсун С. А. Указатель собирателей и дарителей коллекций отдела этнографии народов Америки МАЭ // Аборигены Америки: предметы и представления. сПб., 2005. с. 4–59. (сборник Музея антропологии и этнографии. т. L).
  • Зиберт Э. В. Коллекции чешского исследователя А .В. Фрича в собрании МАЭ // сборник Музея антропологии и этнографии. т. ХХ. М.; л., 1961. с. 125–143.
  • Borrero L. A. Instrucción sobre la tipología de herramientas de piedra al CONICET, enero 1975.
  • Fernandez C. J. La Cueva de Haichól. Arqueologia de los pinares cordilleranos del Neuquen // Anales de Arqueologia y Etnologia. 1988–1990. Vol. I–III, № 43/45.
  • Frič F. V. Indiáni Jižní Ameriky. Praha, 1943.
  • Frič F. V. Indiáni Jižní Ameriky/I. Frič. Praha, 1977.
  • Frič F. V. Sambaqui-Forschungen im Hafen von Antonina (Paraná) // Globus. 1907. Bd. XCI, № 8. S. 117–122.
  • 1 Подбор иллюстраций, атрибуция предметов и изображений из коллекций МАЭ РАн и Архива Музея им. напрстека были вы- полнены л. М. Дмитренко.
  • The Handbook of South American Archaeology / H. Silverman, W. Isbel. Washington, 2008.
  • Otero J. G., Banegas D., Goye S., Franco N. Variabilidad morfológica de puntas de proyectil en la costa centro-septentrional de Patagonia Argentina: primeros estudios y primeras preguntas // VIII Con- greso de Historia Social y Politica de la Patagónia argentino — chilena. Las fuentes en la construcción de una historia patagónica. Rawson, Secretaría de Cultura de la Provincia del Chubut, 2011. P. 110–118.
  • Otero J. G., Banegas D., Goye S., Franco N. Variabilidad morfológica de puntas de proyectil en la costa centro septentrional de Patagonia Argentina: primeros estudios y primeras preguntas // Late Cenozoic of Península Valdés, Patagonia, Argentina. Cham, Science, 2017. P. 233–263.
  • Prates L. Arqueología de la cuenca media del río Negro (provincia de Río Negro). Una primera aproximación // Intersecciones en Antropología. Buenos-Aires, Sociedad Argentina de Antropologia. 2004. № 5. P. 55–69.
  • Prates L. Los indigenas del Río Negro. Un enfoque arqueológico. Buenos Aires, 2008.
  • Willey G. R. An Introduction to American Archaeology. New Jersey, 1971. Vol. 2.