Хохолькова Н. Е. «Память как лекарство»: перформативные коммеморации в контексте американской версии афроцентризма

ХОХОЛЬКОВА НАДЕЖДА ЕВГЕНЬЕВНА — к.и.н., н.с., Центр истории и культурной антропологии, Институт Африки РАН ; аналитик, Центр научного проектирования, Российский государственный гуманитарный университет (Россия, Москва) 
E-mail: khokholkova@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 316.722 
DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-213-219

 

АННОТАЦИЯ. В эпоху постколониализма и постмодернизма вопросы исторической памяти приоб- рели особую актуальность. В последней трети XX столетия в соответствии с требованиями стремительно меняющихся обществ начали конструироваться новые паттерны мемориальной культуры. Один из них возник в рамках дискурса афроцентризма. Идейное течение, основанное на утверждениях о центральном положении Африки и людей африканского происхождения в мировой истории, в начале 1980-х годов благодаря усилиям Молефи Кете Асанте превратилось в универсальную социокультурную теорию, призванную деколонизировать пространство исторической памяти и трансформировать самосознание африкано-американцев. С целью устранения «пострабского синдрома» и комплекса неполноценности, присущих многим африкано-американцам, афроцентристы разработали ряд коммеморативных практик. Рассматриваются перформативные коммеморации — церемонии, ритуалы, обряды и прочие действия, направленные на создание, сохранение, трансляцию и репрезентацию как триумфальных, так и травматических воспоминаний. В центре внимания автора фестиваль Кванзаа и коммеморация Маафа. Пред-принимается попытка обоснования причин проведения данных памятных мероприятий в США, анализируются их суть, символика и значение.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммеморация, перформанс, афроцентризм, Кванзаа, Маафа

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Ассман А. длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М., 2014.
  • Ассман А. новое недовольство мемориальной культурой. М., 2016.
  • Бахтин М. М. творчество франсуа рабле и народная культура средневековья и ренессанса. 2-е изд. М., 1990.
  • Бондаренко Д. М. оттенки черного. культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской африки в сШа. М., 2016.
  • Гавристова Т. М. «Вернись и возьми» («африканское зарубежье» в поисках идентичности) // ярославский хронограф: доклады научной конф., посвящ. 20-летию исторического факультета яргу. ярославль, 2008. с. 51–57.
  • Нитобург Э. Л. афроамериканцы сШа. XX век: этноисторический очерк. М., 2009.
  • Ani M. to be afrikan. february 24, 1999. url: http://www.hartford-hwp.com/archives/30/084.html (дата обращения: 08.06.2019).
  • Hobsbawm E. introduction: inventing traditions // the invention of tradition. cambridge, 1983. р. 1-14.
  • Kymlicka W. Multicultural citizenship: a liberal theory of Minority rights. new york, 1995.
  • Mazama A. the afrocentric Paradigm. contours and definitions // Journal of black studies. 2001. Vol. 31 (4). P. 387–405.
  • Rowe T. D., Woodson K. M. how to heal african-americans’ traumatic history. June 19, 2018. url: https://theconversation.com/how-to-heal-african-americans-traumatic-history-98298 (дата обращения: 25.07. 2019).