Мокрушина З. В. Нигерийские публицисты: от исторического конструктивизма к историческому настоящему

МОКРУШИНА ЗОЯ ВАЛЕРЬЕВНА — фрилансер, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Россия, Вологда) 
E-mail: zmokrushina@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 82-92(093)
DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-89-98

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена нигерийской публицистике, запечатлевшей постколониальный пе- риод, напряженный, наполненный социально-политическими катаклизмами и интеллектуально-культурными трансформациями. Глубокая погруженность авторов в эти неоднозначные, часто противоречивые процессы дает уникальную возможность увидеть персонифицированную историю Нигерии изнутри, включиться в обсуждение проблематики идентичности и социокультурного синтеза, расизма, колониа- лизма и неоколониализма, феномена африканских диктатур и политического лидерства, миграции и изгнанничества, экоцида и геноцида, реализации «африканского сюжета» в мировой истории, культуре и искусстве. Нигерийские публицисты не только формировали общественную повестку, но и провоцировали новые тренды в общественном и гуманистическом знании, вырабатывали свой инструментарий познания — от исторического конструктивизма к историческому настоящему.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: публицистика, историческая память, исторический конструктивизм, историческое настоящее

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
  • Гавристова Т. М. история африки в документах // новая и новейшая история. 2008. № 5. c. 118–122.
  • Гавристова Т. М. становление современной исторической науки в африке: поиски идентич- ности // африканский сборник — 2013 / отв. ред. а. Ю. Желтов. спб., 2013. с. 32–38.
  • Горохов В. М. закономерности публицистического творчества. М., 1975. источниковедение: теория. история. Метод. источники российской истории. М., 1998.
  • Кайда Л. Г. позиция автора в публицистике // язык современной публицистики. М., 2007. с. 274–277.
  • Колосов Г. В., Худякова Э. А. Журналистский творческий процесс (общая модель публицисти- ческого творчества). Воронеж, 1984.
  • Мокрушина З. В. кен саро-Вива: «слышит ли меня хоть кто-нибудь?» // детство в африке: мемуары, автобиографии, интервью. ярославль, 2018. с. 36–45.
  • Ноэль-Нойман Э. общественное мнение. открытие спирали молчания. М., 1996.
  • Плавская Е. В. публицистика как вид исторических источников: проблема определения // Вестник рггу. серия «история. филология. культурология. Востоковедение». 2008. № 4. с. 81–93. Полонский А. В. публицистика как особый вид творческой деятельности // научные ведомости белгородского государственного университета. серия «гуманитарные науки». 2008. т. 11 (51).
  • Прохоров Е. П. публицист и действительность. М., 1973.
  • Репина Л. П., Мягков Г. П. интеллектуальная культура и научные коммуникации // Вестник удмуртского университета. 2014. Вып. 3. с. 137–142.
  • Саид Э. В. культура и империализм. спб., 2012.
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? // зарубежная эстетика и теория литературы XiX–XX века: трактаты, статьи, эссе. М., 1987. с. 313–331.
  • Тертычный А. А. интернет-публицистика: жанровый профиль // ученые записки казанского университета. серия «гуманитарные науки». 2014. т. 156 (6). с. 7–16.
  • Ученова В. В. публицистика и политика. М., 1979.
  • Фомичева И. Д. публицистика в эпоху интернета // Вестник Московского университета. серия 10. «Журналистика». 2013. № 5. с. 94–110.
  • Язык современной публицистики. М., 2005.
  • Achebe Ch. Morning yet on creation day: essays. new york, 1975.
  • Achebe Ch. home and exile. oxford, 2000.
  • Adichie Ch. N. We should all be feminists. new york, 2014.
  • Adichie Ch. N. the danger of a single story, 2009. url: https://www.ted.com/talks/chimamanda_ adichie_the_danger_of_a_single_story?language=ru (дата обращения: 31.10.2019).
  • Chinweizu. decolonising the african Mind. lagos, 1987.
  • Clark-Bekederemo J. P. the example of shakespeare. evanston, 1970.
  • Ekwensi C. Problems of nigerian Writers // nigeria Magazine. 1963. № 78. P. 217–219.
  • Emecheta В. feminism with a small «f» // criticism and ideology: second african Writer’s conference, stockholm. uppsala, 1988. P. 173–181.
  • Irele A. literature, culture and thought in africa. 2005. url: http://www.africaknowledgeproject. org/index.php/war/article/view/294 (дата обращения: 31.10.2019).
  • Ken saro-Wiwa’s final address to the military-appointed tribunal // earth island Journal. 1995. Vol. 11 (1). P. 25.
  • Mezu S. O. behind the rising sun. london, 1971.
  • Mudimbe I. V. the invention of africa. bloomington, 1988.
  • New traditions from nigeria: seven artists of the nsukka group. Washington, 1997.
  • Oguibe O. «double dutch» and the culture game. 2001. url: https://ru.scribd.com/document/ 252470041/oguibe-double-dutch-and-the-culture-Game (дата обращения: 31.10.2019).
  • Oguibe O. tragedy and the artist: remembering biafra. 1997. url: http://www.camwood.org/bi- afra.htm (дата обращения: 20/07/2010).
  • Ogundipe-Leslie M. re-creating ourselves: african Women & critical transformations. new york, 1994.
  • Okara G. african speech… english words // transition. 1963. Vol. 3 (10). P. 15–16.
  • Okri B. a Way of being free. london, 1997.
  • Omotoso K. Just before dawn. nigeria, 1988.
  • Saro-Wiwa K. trying times. 1993 // before i am hanged: Ken saro-Wiwa, literature, Politics, and dissent Paperback. trenton, 1999.
  • Soyinka W. art, dialogue & outrage: essays on literature and culture. oxford, 1988.
  • Soyinka W. Myth, literature, and the african world. cambridge, 1976.
  • Soyinka W. the open sore of a continent: a Personal narrative of the nigerian crisis. oxford, 1997а.
  • Soyinka W. Why i am a secular humanist // free inquiry. 1997b. Vol. 17 (4). url: https://secularhu- manism.org/1997/09/why-i-am-a-secular-humanist/ (дата обращения: 31/10/2019).