Беляева-Сачук В. А. Животные в традиционной культуре окинских бурят и сойотов. Источник пищи, работник, друг или сакральное существо?

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА БЕЛЯЕВА-САЧУК — PhD, с.н.с. отдела проектных исследований, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)
E-mail: belyaeva.veronika@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

УДК 398(=512.31)
DOI 10.31250/2618-8619-2020-1(7)-110-117

 

АННОТАЦИЯ. В традиционной культуре бурят и сойотов дикие и домашние животные играют огромную роль. В течение всего года они были главным источником пищи, средством передвижения, помощниками в повседневной работе. Однако отношение человека к животным было не только потребительским. В современной культуре жителей Окинского района мы наблюдаем особый подход к животным, основанный на уважении и поддержании равновесия в природе. Во время охоты строго запрещается убивать определенные категории животных, которые считаются сакральными. В локальной культуре запрещены бессмысленные мучения домашних животных. В местном шаманизме каждое необычное явление или происшествие оценивается как послание от сверхъестественных существ, а животные воспринимаются как возможные посредники между миром людей и богов. Тибетский буддизм, который стал доминировать в местной системе верований с XIX в., внес значительные изменения в обрядность и отношение к животным. Так, многие жители Оки в настоящее время считают, что зверей не следует мучить, убивать без необходимости (например, во время охоты сверх потребностей семьи, только для развлечения) и вообще приносить им ненужные страдания: из-за этого можно родиться животным в следующей жизни. Некоторые домашние животные стали важным маркером этничности (например, северные олени в культуре сойотов) или региональности Окинского района (яки, хайнаки). В последние годы развивается изготовление сувенирной продукции из шерсти яка, однако пока она не получила широкой популярности, так как Окинский район привлекает в большинстве своем альпинистов и сплавщиков по рекам. Этнографический туризм, несмотря на все усилия администрации и самих окинцев, пока не получил распространения. Таким образом, животные до сих пор играют одну из главных ролей в экономической, культурной и сакральной сфере жизни окинских бурят и сойотов.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: окинские буряты и сойоты, дикие и домашние животные, шаманизм, оленеводство, разведение яков

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Полевые исследования автора 2004, 2010, 2011, 2014, 2015, 2019 гг.
  • Отчет Окинской районной администрации (Сельское хозяйство по муниципальному образованию «Окинский район» на 01 января 2011 г.).
  • Отчет Окинской районной администрации (Отчет о деятельности Управления сельского хозяйства административного муниципального образования «Окинский район» в 2015 г.).
  • Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
  • Беляева-Сачук В. А. Экологические аспекты традиционной культуры бурят // Культурное наследие и традиционные знания коренных народов как уникальные экосистемы мира: защита и развитие (на примере Алтае-Саянского региона). Улан-Удэ, 2013. С. 30–34.
  • Герасимова К. М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сборник. Вып. 5. Улан-Удэ, 1969. С. 105–144.
  • Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. М., 2015.
  • Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный мир ольхонских бурят. Новосибирск, 2000.
  • Жамбалова С. Г. Скотоводство // Буряты / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. С. 93–104.
  • Павлинская Л. Р. Кочевники голубых гор (судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). СПб., 2002.
  • Павлинская Л. Р. Окинский аймак Республики Бурятия в прошлом, настоящем и будущем // Сибирь на рубеже тысячелетий. Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. С. 152–209.
  • Belyaeva V. Szamani i lamowie w sercu Sajan.w. Wsp.łczesny system wierzeniowy Buriat.w Doliny Tunkijskiej. Wrocław-Poznań, 2009.