Галиндабаева В. В. Традиция открытого усыновления в постсоветской Бурятии: локальные практики vs формальные правила

ГАЛИНДАБАЕВА ВЕРА ВАЛЕРИЕВНА — к.соц.н., старший научный сотрудник, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН (Санкт-Петербург, Россия)
E-mail: vgalindabaeva@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

УДК 316.4.051.63
DOI 10.31250/2618-8619-2020-1(7)-118-126 

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается, как практика открытого усыновления, поддерживаемая системой расширенного родства, реализуется в формальных условиях, которые исключают такой тип приемного родительства. Открытое усыновление в Бурятии сегодня можно назвать особым типом межпоколенческой заботы, которая осуществляется в более широком контексте рода, а не расширенной семьи. Данный тип заботы противоречит основным положениям доминирующего культурного образца. Несмотря на стигматизацию, практика продолжает существовать и адаптироваться к новым условиям. Исследование проводилось в рамках качественной методологии. В эмпирическую базу исследования вошли 23 интервью, 93 статьи локальной прессы (газет и журналов) и 15 сообщений, опубликованных в группе «Аноним 03» социальной сети «ВКонтакте» по теме обычая открытого усыновления. Метод лейтмотивного интервью использовался для сбора эмпирического материала, метод тематического кодирования и метод дискурс-анализа — для анализа документов. Сначала мы рассматриваем, как обычай оценивается в публичном дискурсе республики, и несколько историй о практике открытого усыновления в условиях сельско-городской миграции. Автор приходит к выводу, что обычай открытого усыновления становится в современной Бурятии востребованным в качестве легитимного способа нивелировать дефицит заботы. Если раньше необходимость усыновления легитимировалась верой в жизнь духов предков на земле, то сегодня буддизм оправдывает родителей, отдающих своих детей на усыновление, с помощью концепта «буян». Обычай открытого усыновления поощряется на уровне публичного дискурса, но стигматизируется в приватном пространстве.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: открытое усыновление, межпоколенные отношения, дефицит заботы, сельско-городская миграция, отношения родства

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Габышева В. Жительница Бурятии просит помощи // Информ-Полис. 19.10.2011. URL: www.infpol.ru/news/667/ (дата обращения: 05.02.2019).
  • Галиндабаева В. В. Трудовые мигрантки: межпоколенческие отношения в семьях сельских мигранток в Бурятии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 1 (25). C. 31–41.
  • Жапова Я. Тепло и ласку — не по расписанию // Бурятия. 24 февраля 2011. C. 4.
  • Запись сообщества «Аноним 03» от 8 октября 2013 года // ВКонтакте. URL: https://vk.com/anonim__o3?w=wall–55416455_18582 (дата обращения: 20.02.2020).
  • Запись сообщества «Аноним 03» от 28 марта 2017 года // ВКонтакте. URL: https://vk.com/anonim__o3?w=wall–55416455_284301 (дата обращения: 20.02.2020).
  • Запись сообщества «Аноним 03» от 8 августа 2017а года // ВКонтакте. URL: https://vk.com/anonim__o3?w=wall–55416455_319288 (дата обращения: 20.02.2020).
  • Запись сообщества «Аноним 03» от 9 января 2019 года // ВКонтакте. URL: https://vk.com/anonim__o3?w=wall–55416455_439859 (дата обращения: 20.02.2020).
  • Зурхай от Зунды ламы с 5 по 11 февраля // Номер один. 05.02.2014.
  • Лебедева А. А. Семья и семейный быт Забайкалья // Быт и искусство русского населения Восточной
  • Сибири. Новосибирск, 1975. С. 81–101.
  • Народный поэт Дамба Жалсараев // Традиция. 19 марта 2009. С. 3.
  • Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб., 2009.
  • Художник // Бурятия. 31.07.2008.
  • Carsten J. After kinship. Cambridge, 2004.
  • Hondagneu-Sotelo H., Avila E. “I’m Here, but I’m There”: the Meanings of Latina Transnational Motherhood // Gender and Society. 1997. Vol. 11, № 5. P. 548–571.
  • Humphrey C. Marx Went Away — but Karl Stayed Behind. Michigan, 1998.
  • Terrell J., Model J. Anthropology and adoption // American anthropologist. 1994. Vol. 96, № 1. P. 155–161.
  • Verhoef H. A Child has Many Mothers: Views of child fostering in northwestern Cameroon // Childhood. 2005. Vol. 12, № 3. P. 369–390.