Кисель В. А. Фигурное литье у степных народов Евразии (технологии — стиль — эпоха)

КИСЕЛЬ ВЛАДИМИР АНТОНИЕВИЧ — к.и.н., ст. хранитель, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 
E-mail: kisel@kunstkamera.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

УДК 397+739
DOI 10.31250/2618-8619-2020-1(7)-136-142

 

АННОТАЦИЯ. Формирование кочевых культур на рубеже II–I тыс. до н.э. привело к появлению скифо-сибирского звериного стиля. Его главными персонажами стали представители фауны. Животные изображались реалистично в стандартных позах. Традиционной техникой древних кочевников являлась резьба, которая оказала заметное влияние на литье. Изготовление литых изделий, как правило, осуществлялось с помощью утрачиваемых моделей. Эти модели обычно вырезались из дерева, но достаточно часто — из воска, который позволял делать замысловатые, динамичные фигуры. С выходом на историческую арену тюрко-монгольских кочевых племен в степях Евразии произошли кардинальные перемены. Изменения затронули и металлическое производство. На первое место вышли ковка, гравировка, чеканка, выколотка. Восковое моделирование оказалось полностью утраченным. В небольших количествах сохранилось только литье по деревянным моделям. Все это изменило стилистику звериных образов. Животные стали изображаться обобщенно, статично и фронтально. Можно констатировать, что исчезновение скифо-сибирского звериного стиля во многом обусловлено утратой кочевниками техники литья по восковым моделям.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кочевые народы, звериный стиль, техника литья, восковая модель

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифского искусства // Omagiu lui George Oprescu cu prilejul .mplinirii a 80 de ani. Bucureşti, 1961. P. 31–46.
  • Баторова Е. А. Декоративно-прикладное искусство // Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М., 2004. С. 338–351.
  • Батырева С. Г. Декоративно-прикладное искусство Калмыкии // Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М., 2010. С. 466–481.
  • Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974.
  • Граков Б. Н. Бортничество у отдельных первобытных племен европейской части СССР // Древний
  • Восток и античный мир. М., 1972. С. 8–12.
  • Гришин Ю. С., Тихонов Б. Г. Очерки по истории производства в Приуралье и Южной Сибири в эпоху бронзы и раннего железа. М., 1960. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 90).
  • Грязнов М. П. Саяно-алтайский олень (этюд на тему скифо-сибирского звериного стиля) // Проблемы археологии. Вып. II. Л., 1978. С. 222–232.
  • Грязнов М. П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980.
  • Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII — первая четверть XX в.). Л., 1979.
  • Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.
  • Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М., 2002.
  • Кузьмина Е. Е. О .прочтении текста. изобразительных памятников искусства евразийских степей скифского времени // ВДИ. 1983. № 1. С. 95–106.
  • Кызласов Л. Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М., 1990.
  • Минасян Р. С. Металлообработка в древности и Средневековье. СПб., 2014.
  • Мириманов В. Б. Истоки стиля. М., 1999.
  • Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М., 1994.
  • Подольский М. Л. Зверь, который был сам по себе, или Феноменология скифского звериного стиля. СПб., 2010.
  • Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
  • Руденко К. А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Казань, 2015. Т. II.
  • Рукавишникова И. В. Многофигурные композиции с антропоморфными сценами в контексте звериного стиля // Труды III (XIX) Археологического съезда. Великий Новгород — Старая Русса. СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. T. I. С. 373–376.
  • Савинов Д. Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., 1994.
  • Савинов Д. Г. Нуклеарное искусство звериного стиля // КСИА. 2017. Вып. 247. С. 28–49.
  • Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993.
  • Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов
  • Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976.
  • Флетчер Б., Флетчер Б. Ф. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. СПб., 1913. Вып. II.
  • Фрумкин А. Н. Мастера современной филимоновской игрушки // Сборник трудов НИИХП. М., 1973. № 7. С. 103–119.
  • Хазанов А. М. Золото скифов. М., 1975.
  • Хазанов А. М., Шкурко А. И. Социальные и религиозные основы скифского общества // Скифосибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 40–51.
  • Черемисин Д. В. Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пазырыкской культуры: семантика звериных образов в контексте погребального обряда. Новосибирск., 2008.
  • Членова Н. Л. К вопросу о первичных материалах предметов в зверином стиле // Материалы и исследования по археологии СССР. № 177: Проблемы скифской археологии. 1971. С. 208–217.
  • Шуази О. История архитектуры. М., 1937. Т. II.
  • Шкурко А. И. Об изображении свернувшегося в кольцо хищника в искусстве лесостепной Скифии // СА. 1969. № 1. С. 31–39.
  • Эдинг Д. Н. Резная скульптура Урала. Из истории звериного стиля. М., 1940. (Труды ГИМ. Вып. X).