Кустова Ю. Г. Углеводная пища в традиционной культуре питания хакасов

КУСТОВА ЮЛИЯ ГЕОРГИЕВНА — к.и.н., доцент кафедры этнокультурологии, институт народов Севера, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Россия, СанктПетербург)
E-mail: juliakustova@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

УДК 392.8(=152.153)
DOI 10.31250/2618-8619-2020-1(7)-74-78

 

АННОТАЦИЯ. Основой традиционного питания хакасов, как и других народов Саяно-Алтая, является углеводная пища. В древности она состояла из злаковых культур и дикорастущих корней. Из злаковых до сих пор наиболее популярны ячмень, пшеница в их культивированной форме. Большим подспорьем в обес печении энергией организма считались дикие растения: сарана — луковицы лилии кудреватой (Lilium martagon L.), кандык (Кандык сибирский, Erythrōnium sibīricum), которые сейчас вышли из употребления, а также семена конопли. С XIX в. на территории Хакасско-Минусинской котловины выращивают картофель. К продуктам, обеспечивающим организм энергией, силой, хакасы также относили кедровый орех, ягоды, мед. Особенностью употребления всех этих продуктов являлась их незаменимость как в повседневном рационе питания, так и в случае, когда нужно было отлучаться из дома на длительный срок, например охотникам, чабанам. Поджаренное, измельченное в ступе или на ручной мельнице зерно было удобно брать с собой в дорогу, это полностью готовый к употреблению продукт, который следует дополнить только какой-либо жидкостью — чаем, водой, айраном и т.д. Поджаренное цельное зерно насыпали в карманы детям, чтобы они не чувствовали голода в течение дня. С использованием этих продуктов связан комплекс предметов материальной культуры, некоторые упоминания мы обнаруживаем в фольклоре хакасов, традиционному продукту талкану посвящен современный праздник-фестиваль республиканского масштаба.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Хакасия, традиционная система питания, углеводная пища

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 1994 г. Сообщение Боргояковой Матрены Николаевны, 1914 г.р., с. Кызлас, Аскизского района Республики Хакасия.
  • Каралькин П. И. Земледелие и охота у бельтиров (по материалам экспедиции в Аскизский и Таштыпский районы) в 1947 г. // Архив ХакНИИЯЛИ. 1947. Ф. 63. РФ 341. Д. К 21. 40 с.
  • Кызласов Л. Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири (в кратком изложении): пособие для учителя. Абакан, 1989.
  • Патачаков К. М. К вопросу о влиянии русской культуры на культуру и быт хакасов в XVІІI–XIX вв. // Записки ХакНИИЯЛИ. Вып. IV. Абакан, 1956. С. 47–62.
  • Щукин Н. С. Народы Турского языка, обитающие в Южной Сибири / сост. Н. С. Щукин // Журнал Министерства внутренних дел. Ч. 19. СПб., 1847. С. 255–284.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческаго населения долины Южнаго Енисея и объяснительный каталог этнографическаго отдела музея. Издано на средства В. А. Данилова. Минусинск, 1900.