Альбедиль М. Ф. Древнеиндийские ритуалы жертвоприношения: единосущность человека и животного

АЛЬБЕДИЛЬ МАРГАРИТА ФЕДОРОВНА — д.и.н., ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (Россия, Санкт-Петербург) 
E-mail: albedil@inbox.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Отношения человека и животного — одна из главных проблем в идеологии архаи- ческих и традиционных обществ начиная с первобытности. Вероятно, тогда же зародилась вера древ- них людей в то, что человек и животное, как и все элементы вселенной, соприродны, единосущны друг другу. Эти архаические представления о единосущности человека и животного, ярко проявились в Древней Индии в ведийский период и надолго законсервировались в индуизме, отразившись в изобразительном искусстве, мифологии и ритуальных практиках. В настоящей статье мы намерены проиллюстрировать это утверждение на примере древнеиндийских обрядов жертвоприношения. Наш выбор обусловлен тем, что институция жертвоприношений имеет древние истоки в индуизме, прочно укоренена и может считаться одной из его фундаментальных категорий. В ведийский период основной формой ритуальной активности было жертвоприношение яджна, уходящее корнями в архаическую магию. По свидетельствам текстов, главной жертвой богам считался человек, а его полноценным субститутом в ритуальных практиках жертвоприношения оказалось животное, единосущное человеку. Древне индийские ритуалисты основательно проработали процедуры для устранения возможных негативных последствий убийства животных. Практика жертвоприношений животных, имея такие глубокие основания, сохраняется в индуизме до сих пор, хотя в некоторых штатах она официально запрещена. Основываясь на представлениях о единосущности человека и животного, можно объяснить и некоторые другие особенности индуизма.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: архаическое мышление, единосущность человека и животного, индуизм, жертвоприношение животных, человек как жертвенное животное, животное как субститут человека

 

УДК 140.8+294.5
DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-07-13

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.
  • Альбедиль М. Ф. Жертвоприношение в древней Индии: космогоническая символика // Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель. СПб., 2012. С. 63–73. (Теория и методология архаики. Вып. V).
  • Елизаренкова Т. Я. Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I–IV. М., 1989. С. 426–543.
  • Кнорозов Ю. В. Формальное описание протоиндийских изображений // Proto Indica: 1972: сообщение об исследовании протоиндийских текстов. Ч. 2. М., 1972. С. 178–245.
  • Корнеева Н. А. Атиратра Агничаяна: замещение жертвенных животных в ритуале // Зографский сборник. Вып. 5. СПб., 2016. С. 45–59
  • Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М., 2005.
  • Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М., 1999.
  • Шатапатха-брахмана. Книга XI / пер., вступ. ст. и примеч. В. Н. Романова. М., 2014.
  • Элиаде М. Азиатская алхимия: сборник эссе. М., 1998.
  • The Aitareya Brahmanam of the Rigveda: Containing the Earliest Speculations of the Brahmans on the Meaning of the Sacrificial Prayers, and on the Origin, Performance and Sense of the Rites of the Vedic Religion. Bombay, 1863.
  • Dandekar R. N. Vedic Mythological Tracts. Delhi, 1979.
  • Krishna N. Sacred animals of India. New Delhi, 2014.
  • Levi S. La doctrine du sacrifice dans les Brahmanas. Paris, 1898.
  • Posssehl G. L. The Indus Civilisation: A Comparative Perspective. Walnut Creek, 2002.
  • Staal F. Agni: The Vedic Ritual of the Fire Altar. Vol. I-II. Delhi, 1983.
  • The Śatapatha-brāhmaṇa, according to the text of the Mādhyandina school / ed. and transl. by J. Eggeling. Vol. V. Delhi; Varanasi; Patna, 1963.
  • Violence Denied: Violence, Non-Violence and the Rationalization of Violence in South Asian Cultural History / eds. J. E. M. Houben, K. R van Kooij. Boston, 1999.
  • Willerslev R., Vitebsky P., Alekseev A. Sacrifice as the ideal hunt: a cosmological explanation for the origin of reindeer domestication // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2015. Vol. 21, № 1. P. 1–23.
  • Witzel M. Report on the Atirātra ritual held in Kerala in April 2011. URL: http://mittalsouthasiainstitute.harvard.edu/wp-content/uploads/2012/08/KERALA-report-Witzel.pdf (дата обращения: 07.02.2020).