Беляева-Сачук В. А. XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев: духовный, этнический или региональный лидер?

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА БЕЛЯЕВА-САЧУК — PhD, с.н.с. отдела проектных ис- следований, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт- Петербург) 
E-mail: belyaeva.veronika@gmail.com


 Скачать  |  К содержанию #3. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Представлена история института бурятских Пандито Хамбо-лам в царской и советской России, а также многогранность личности XXIV Пандито Хамбо-лама Дамбы Аюшеева в духовной, политической и культурной жизни современной Бурятии. Впервые титул Бандидо Хамбо-ламы был дан в 1764 г. Дамба-Дарже Заяеву, который являлся на тот момент главным ламой старейшего бурятского дацана — Цонгольского (Хилгантуйского). Титул был введен императрицей Екатериной II для централизации духовной власти буддистов, а также для контроля над буддистами восточной окраины империи. Пандито Хамбо-лама Аюшеев имеет как горячих приверженцев, так и яростных противников среди представителей бурятской общественности, поскольку его деятельность затрагивает практически все аспекты современной общественной жизни бурят. За время бессменного пребывания в течение 25 лет на посту главы сначала Центрального духовного управления буддистов России, а потом Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев активно занимается как вопросами возрождения бурятского буддизма, так и многими социальными проектами, направленными на поддержание бурятского языка, традиционных ремесел и видов хозяйственной деятельности. Несмотря на критику Хамбо Аюшеева за формализм, необразованность и политиканство, а также за резкое неприятие бурятского шаманизма и других буддийских организаций России, благодаря его работе по возрождению традиций бурятского буддизма и поддержке сельских жителей Бурятии глава Буддийской традиционной Сангхи России пользуется большим авторитетом и уважением среди большинства верующих бурят.

  

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Пандито Хамбо-лама, российский буддизм, бурятский буддизм, этнолидерство, Дамба Аюшеев

 

УДК 394.944(571.54)
DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-55-64

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • ПМА 2005, 2011, 2019 — Полевые материалы автора. Экспедиция в Республику Бурятия, 2005, 2011, 2019.
  • Абаева Л. Л. История распространения буддизма в Бурятии // Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М., 2004. С. 397–415.
  • Амоголонова Д. Д. Буддизм в Бурятии: российское государство и конфессиональная конкуренция // Страны и народы Востока. Вып. XXXVI. Религии на Востоке / ред. И. Ф. Попова, Т. Д. Скрынникова. М., 2015. С. 5–41.
  • Амоголонова Д. Д. Хамбо лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском возрождении Бурятии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 2. С. 33–42.
  • Аюшеев Дамба Бадмаевич. URL: https://sangharussia.ru/khambolama (дата обращения: 23.08.2020).
  • Бакаева Э. П. Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 4. С. 34–44.
  • Бакаева Э. П. Исследования по истории буддизма в Калмыкии на современном этапе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 3. С. 72–88.
  • Бардуева Т. Ц. Первый пандито хамбо лама Дамба-Даржа Заяев и его роль в распространении буддизма в Бурятии // Вестник бурятского университета. 2011. № 8. С. 134–139. 
  • Ванчикова Ц. П., Чимитдоржин Д. Г. История буддизма в Бурятии: 1945–2000 гг. Улан-Удэ, 2006.
  • Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б., Митупов Г. Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII — начала ХХ века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.
  • Дондокова Д. Д. Лексика духовной культуры бурят. Улан-Удэ, 2003.
  • Доржиев С. Мункожапов Данжа. URL: https://sangharussia.ru/faces-of-buryatia/munkozhapov-danzha/ (дата обращения: 23.08.2020).
  • Жуковская Н. Л. 250 лет официального признания буддизма в России (размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя) // Этнографическое обозрение. 1992. № 3. С. 118–131.
  • Жуковская Н. Л. Буддизм в Бурятии: взгляд из Москвы // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии / ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ, 2003. С. 138–142.
  • Историко-культурный атлас Бурятии / ред. Н. Л. Жуковская. М., 2001.
  • Марзаева М. Б. Особенности возрождения буддизма в Республике Калмыкия // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. С. 32–36.
  • Намсараева А. Медведев не станет Белой Тарой. 18.05.2009. URL: http://savetibet.ru/2009/05/18/spb.html (дата обращения: 28.08.2020).
  • Монгуш М. В. История буддизма в Туве. Новосибирск, 2001.
  • Нармаев Б. М., Харькова Е. Ю. Лама Данзан-Хайбзун Самаев в воспоминаниях друзей, коллег, родных // Учение Будды в России: 250 лет институту Пандито Хамбо-лам. СПб., 2015. С. 155–171.
  • Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / предисл., пер., прим. и глоссарий Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ, 1998.
  • Нестеркин С. П. О церковной иерархии центральноазиатского буддизма // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии / ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ, 2003. С. 145–148.
  • Очирова Н. Г. Буддийское духовенство и развитие калмыцкой культуры // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа / ред. Э. П. Бакаева, Д. Н. Музраева, Н. Г. Очирова. Элиста, 2004. С. 5–13.
  • Радио тухай. URL: https://buryad.fm/about/ (дата обращения: 24.08.2020).
  • Синицын Ф. Л. «Красная буря». Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. СПб., 2013.
  • Терентьев А. А. Буддизм в России — царской и советской. СПб., 2014.
  • Традиционный российский буддизм как фактор гармоничного взаимодействия различных этносов и культур России на материале жизни, деятельности и наследия Пандито Хамбо ламы Даши-Доржи Этигэлова (Итигэлова) / ред. А. Д. Намсараева, К. Э. Разлогов. М., 2018.
  • Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/11523 (дата обращения: 23.08.2020).
  • Хойт С. К. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015.
  • Цыремпилов Н. В. Ранний этап распространения и утверждения буддизма в Российском Забайкалье // Буддизм в истории и культуре бурят / ред. И. Р. Гарри. Улан-Удэ, 2014. С. 4–35.
  • Цыремпилов Н. В. Когда Россия признала буддизм? (в поисках указа 1741 г. императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма российскими властями) // Буддизм: pro et contra. СПб., 2017. С. 43–64.
  • Чимитдоржиев Ш. Б., Пурбуева Ц. П. Дамба-Даржа Заяев — первый пандито хамбо лама бурятских дацанов // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995.
  • Чимитдоржин Д. Г. Деятельность пандито хамбо-ламы Дамбы-Даржа Заяева (1710–1776) по распространению буддизма в Бурятии (по материалам бурятских исторических хроник) // Буддийские тексты Китая, Тибета, Монголии и Бурятии — 4 / ред. Л. Е. Янгутов. Удан-Удэ, 2014. С. 145–153.