Ермолин Д. С. Старообрядчество online: мосты, границы и информационные потоки

ЕРМОЛИН ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ — к.и.н., ученый секретарь, Музей антропологии и этногра- фии им. Петра Великого РАН (Россия, Санкт-Петербург) 
E-mail: denis.ermolin@gmail.com


 Скачать  |  К содержанию #3. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Представлены результаты исследования, цель которого — изучение феномена взаимодействия старообрядчества и современных средств массовой коммуникации, прежде всего сети Интернет. Принято полагать, что старообрядцы представляют собой наиболее самобытную часть русского народа, в то же самое время ученые могли наблюдать за тем, как различного рода инновации постепенно проникали в повседневную жизнь старообрядцев и какой была реакция сообщества. Запрет на фотосъемку и аудиозапись, осуждение радио, телевидения и прочих культурных инноваций, обоснование своей позиции цитатами из Писания — это лишь неполный перечень тех стратегий, к которым прибегали старообрядцы для отстаивания собственных убеждений. Массовое распространение сети Интернет в России не обошло стороной и сообщества старообрядцев: множественные интернет-порталы, форумы, группы в социальных сетях стали площадкой для консолидации староверов в рамках одного конфессионального течения или, наоборот, виртуальным «полем брани», на котором представители различных согласий и течений старообрядчества начали отстаивать свои конфессиональные убеждения. Рассматривается «представительство» различных течений старообрядчества в сети Интернет, особое внимание уделяется стратегии саморепрезентации, способам маркирования собственной конфессиональной идентичности, принципам и правилам поведения в киберпространстве. Отдельно рассматриваются аспекты виртуальной жизни и отношения к ней в период пандемии COVID-19 в марте-июне 2020 г.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старообрядчество, древлеправославие, конфессиональная идентичность, виртуальное пространство, интернет, социальные сети, киберэтнография, пандемия COVID-19

 

 

УДК 316.35+004.77:39
DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-130-140

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Головнёв А. В. «Здорово живите!»: беседы со староверами-часовенными // Уральский исторический вестник. 2007. № 17. С. 47–59.
  • Головнёв А. В. Скорость в антропологии движения // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 57–78.
  • Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1. С. 100–108.
  • Душакова Н. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (2). С. 184–206.
  • Карнышев А. Д. Взаимодействие религиозных и психолого-экономических установок в традициях и инновациях старообрядчества // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2011. Т. 3, № 4. С. 59–70.
  • Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М., 2014.
  • Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: опыт энциклопедического словаря / сост. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М., 1996.
  • Феденок Ю. Н., Буркова В. Н.Социальное дистанцирование как альтруизм в условиях пандемии коронавируса: кросс-культурное исследование // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 6–40.
  • Черничкин Д. А., Топчиев М. С., Дрягалов В. С. Современные старообрядцы: от традиционности к виртуализации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 4 (61). С. 134–141.
  • Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. Т. I–II. М., 2002.