Курочкин А. Ю. Костыль факира

КУРОЧКИН АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ — заместитель главного редактора журнала «Историческое оружиеведение» (Россия, Москва) 
E-mail: a.y.kurochkin@gmail.com 


 Скачать  |  К содержанию #3. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается знаковый для индийской культуры предмет, известный с колониальных времен как костыль факира, игравший важную роль в духовных и физических практиках индийских аскетов, а также являвшийся неотъемлемым атрибутом духовной и светской власти в Индии. Определен и описан костыль факира из собрания МАЭ, ранее ошибочно атрибутированный как «земледельческое орудие деревянное». Рассмотрены основные разновидности костылей-подставок, использовавшихся в различных направлениях индийского аскетизма, а также светскими правителями, материалы их изготовления и особенности конструкции. Проанализирована существовавшая терминология, в частности показано, что широко распространенный и устоявшийся к настоящему времени термин за- фар такие имеет ошибочное толкование. Правильный перевод этого термина более полно раскрывает смысл и назначение этих предметов. Приведены термины, использующиеся для обозначения подставок аскетов в основных языках Индии, и дано их толкование. Также рассмотрены семантические аспекты, связанные в случае аскетических практик с управлением и контролем над собственной жизнью и смер- тью, или же в случае светских правителей — с контролем над жизнью и смертью других.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: костыль факира, аскеты, зафар такие, данда, символ власти

 

УДК 39(540)
DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-34-42

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Альбедиль М. Ф., Васильков Я. В. Виды индийских аскетов (по материалам коллекции 2993 в собрании МАЭ) // Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии. СПб., 2015. С. 11–50.
  • Курочкин А. Ю. Комплекс вооружения индийских аскетов // Историческое оружиеведение. 2016. № 3. С. 27–47.
  • Egerton W. Indian and Oriental Arms and Armour. London, 1896.
  • Ferishta. Ferishta's History of Dekkan from the first Mahummedan conquests / By Muḥammad Qāsim Hindū-Šāh Astarābādī Firišta. Transl. by Jonathan Scott. Vol. II. Shrewsbury, 1794.
  • Glucklich A. The Royal Scepter («Daṇḍa») as Legal Punishment and Sacred Symbol // History of Religions. 1988. Vol. 28, № 2. P. 97–122.
  • Oman J. C. The Mystics, Ascetics, and Saints of India. London, 1905.
  • Painting & Photography at the Jaipur court / ed. by G. Tillotson and M. Venkateswaran. Jaipur, 2016. 
  • Sharīf Jaʻfar. Qanoon-e-Islam: Or, The Customs of the Moosulmans of India; Comprising a Full and Exact Account of Their Various Rites and Ceremonies, from the Moment of Birth Till the Hour of Death. London, 1832.
  • Tod J. Annals and Antiquities of Rajasthan or the Central and Western Rajput States of India. Vol. II. London, 1920. 
  • Topsfield A. The City Palace Museum Udaipur. Painting of Mewar Court Life. Mapin Publishing, 2009. 
  • Vassilkov Y. Indian ‘Hero-Stones’ and the Earliest Anthropomorphic Stelae of the Bronze Age // Journal of Indo-European Studies. 2011. Vol. 39 (1–2). P. 194–229.