Захарова Е. Ю. Фамильное движение в Грузии: родство как основа национальной утопии

ЗАХАРОВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА — к.и.н., м.н.с. отдела этнографии Кавказа, Музей антропо- логии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 
E-mail: evgenics@gmail.com


 Скачать  |  К содержанию #3. 2020

 

АННОТАЦИЯ. С опорой на качественную методологию, полевые материалы и анализ документов рассматривается инициированное в Грузии в середине 1990-х годов «фамильное движение» — проект национальной утопии, опирающийся на конструирование патрилинейных сетей внутрифамильной солидарности. Внимания заслуживает участие в деле «собирания фамилий» Грузинской православной церкви: наиболее важная для рядовых участников этой инициативы практика — ритуал благословления фамилии, который католикос-патриарх Грузии Илия II регулярно проводит в кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Самеба) в Тбилиси. Другая важная особенность инициативы — лидирующая роль в ней исследователей-этнографов. И, наконец, третий аспект, который выделяет грузинскую инициативу из ряда других кавказских, — то, что ее лидеры говорят о ней как о «движении». Проект представляет собой нетривиальную идею превращения сообщества нации из воображаемого в исчисляемое и структурируемое конкретными, пусть в ряде случаев и объединенными сконструированным родством, родственными группами. Однако базирующийся не на гражданском, а на основанном на родстве членстве в нации, он не получает поддержки у модерного государства, которое маргинализирует строящиеся на патри мониальных связях политические отношения.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: родство, искусственное родство, патрилинейные сети, фамильные союзы, национальная утопия, воображаемое сообщество, нация

 

УДК 323.13(479.22)
DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-80-92

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2012. Полевые материалы автора. Тбилиси, Грузия.
  • ПМА 2018. Полевые материалы автора. Тбилиси, Грузия.
  • ПМА 2019. Полевые материалы автора. Тбилиси, Грузия.
  • Ботяков Ю. М. Фамильная солидарность в современной Абхазии // Лавровский сборник. Материалы XXXIV и XXXV Среднеазиатско-кавказских чтений 2010–2011 гг. Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2009. С. 358–363.
  • Зельницкая (Шларба) Р. Ш. Фамильное моление как инструмент консолидации фамильных союзов у абхазов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Казань, 2018. Т. 160. Кн. 6. С. 1499–1507.
  • Фамильные союзы — ячейки осетинского общества. 19.06.2015 http://iudzinad.ru/news/familnye-soyuzy-yachejki-osetinskogo-obshhestva.html (дата обращения: 26.05.19).
  • Anderson B. Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism. London, 1983.
  • Carsten J. After kinship. Cambridge, 2004.
  • Charrad M. M. Central and Local Patrimonialism: State-Building in Kin-Based Societies // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 636. Patrimonial Power in the Modern World. July 2011. P. 49–68.
  • chumberidze z. nalevi gvarebi (Исчезающие фамилии) http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=1502 (дата обращения: 16.05.19).
  • datikashvili q. qartul-rusuli leqsik’oni (Грузино-русский словарь). tbilisi, 1953.
  • Jones D. Group Nepotism and Human Kinship // Current Anthropology. Vol. 41, № 5. December 2000. P. 779–809.
  • Hudson V. M., Bowen D. L., Nielsen P. L. The First Political Order. How Sex Shapes Governance and National Security Worldwide. New York, 2020. 
  • interviu saqartvelos sagvareulota kavshiri “gvari da gvarishviloba”-s tamjdomaris moadgilestan baton aleqsandre nazg’aidzestan. 2013 (Интервью с заместителем председателя фамильного союза «Гвари да гваришвилоба» господином Александре Назгаидзе). URL: https://ramazashvilebi.clan.su/news/int_39_erviu_sakartvelos_sagvareulota_k_39_avshiri_gvari_da_gvarishviloba_s_tamjdomaris_moadgilestan_bat_39_on_aleksandre_nazghaidzestan/2013-01-16-6 (дата обращения: 03.05.2020).
  • pruidze l. adgilis dedastan dabruneba (Возвращение к adgilis deda). URL: http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=753 (дата обращения: 14.07.19).
  • pruidze l. atasad katsi dapasda… (q’vela gvari k’etilshobilia) (В тысячу был оценен человек… (Все фамилии благородны). URL: http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=1349 (дата обращения: 30.06.20).
  • pruidze l. gvarishviloba, mamulishviloba da mkvidroba (Принадлежность к фамилии, отечеству и коренной статус). URL: http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=516 (дата обращения: 02.07.2020).
  • pruidze l. mtsire istoria da tanamedrove vitareba (sagvareulo modzraoba) (Краткая история и современное положение (фамильное движение). URL: http://www.georoyal.ge/?id=941 (дата обращения: 12.03.2019).
  • pruidze l. qartuli tskhovrebis ts’esi da sagvareulo k’avshirebi (Грузинский образ жизни и фамильные союзы) URL: http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=816 (дата обращения: 02.07.2020).
  • pruidze l. sagvareulo modzraobis tanamedrove vitareba da misi shemdgomi ganvitarebis amotsanebi (Современное состояние фамильного движения и задачи его будущего развития). URL: http://georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=478 (дата обращения: 14.11.2018)
  • pruidze l. vikhsnat saqartvelos mtsireritskhovani gvarebi gaqrobisagan (Спасем малочисленные грузинские фамилии от исчезновения). URL: http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=659 (дата обращения: 02.07.2020).
  • pruidze l. visi gorisa khar? (Чьей ты фамилии?). URL: http://www.georoyal.ge/?MTID=5&TID=45&id=444 (дата обращения: 14.06.2020).
  • saqartvelos sagvareulota kavshiri gvari da gvarishviloba. 15 ts’eli (Союз фамильных объединений Грузии. 15 лет). tbilisi, 2018.
  • Shirinian T. The nation-family: Intimate encounters and genealogical perversion in Armenia // American Ethnologist. 2018. Vol. 45? № 1. P. 48–59.
  • tavadze, s. ai ramkhela ram sheudzlia sts’orad ts’armartu sagvareulo modzraobas (Вот на что способно правильно организованное фамильное движение. 10.07.2008 მოძრაობას. URL: http://karibche.ambebi.ge/skhvadaskhva/skhvadaskhva/3163-ai-ramkhela-ram-sheudzlia-stsorad-tsarmarthul-sagvareulo-modzraobas.html (дата обращения: 11.04.2020).
  • Weber M. Economy and society: An outline of interpretive sociology. Berkeley, 1978.