Kisel V. A. The Image of Kaigal in Tuvan Culture (Emotional Perception and Political Situation)

VLADIMIR А. KISEL — Candidate of Historical Sciences, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, Saint Petersburg) 

E-mail: kisel@kunstkamera.ru

 

 Download  |  Go to Issue #2. 2019

 

ABSTRACT. Stealing cattle is a typical male occupation in the traditional culture of Tuva. Such thieves were called kaigal or daredevils. Researchers of Tuva of the end of 18th — the beginning of the 20th century repeatedly noted rare ability and professional skills of kaygals. Kaigals worked at own risk, without informing either heads of clans, or elders. Their attacks were made on neighboring peoples, unfriendly Tuva tribal groups and also on the tribespeople allocated with exclusive wealth. The cattle thiefes seldom resorted to open aggression with the human victims. Activities of kaigal can not be mixed with regulal theft — oorlaashkyn, or with revenge theft — tutkuush. Oorlaashkyn pursued economic targets, and tutkuush regulated social and ethnic conflicts. The main aspiration of kaigal was to strengthen his personal authority. For this reason they usually distributed the stolen cattle among the poor tribespeople. For the majority of Tuvinians stealing cattle was not associated with theft, but was perceived as a redistribution of property. The image of kaigal developed in the form of a romantic character, the defender of the poor. Later in the course of revolutionary changes it developed into the image of a fighter against the feudal system and the Manchurian conquerors. Over time the purpose of campaigns of Tuvinians behind the cattle exchanged. They began to be made for enrichment. And nowadays kaigal is associated with a thief who specializes in the theft of livestock. 

KEYWORDS: Tuva, Tuvan culture, rustlers, image of kaygal 

УДК 394.94(=512.156)

DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-153-161

 

Bibliography

Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., 1974. 

Африканов А. М. Русская торговля в Урянхайской земле // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. М., 2007. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве. С. 94–117. 

Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ, 2013. 

Басангова Т. Г. Считалки в детском фольклоре калмыков // Новые исследования Тувы. 2013. № 1. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_17/5973-basangova.html (дата обращения: 28.02.2013).

Бондарев А. Я. Особенности выпаса лошадей как фактор, предопределяющий их наибольшую среди домашних животных уязвимость от хищных зверей в Алтае-Саянской горной провинции // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С. 125–128. 

Ботяков Ю. М. Аламан. Социально-экономические аспекты института набега у туркмен (середина XIX — первая половина XX века). СПб., 2002. 

Ботяков Ю. М. Абреки на Кавказе: cоциальный аспект явления. СПб., 2004. 

Бравина Р. И. Богатство в традиционной системе ценностей якутов // Богатство и престиж в традиционной культуре: материалы XIII Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2014. С. 113–116. 

Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. «Уча» — обычай престижного распределения добычи у саянских тюрков // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф. Абакан, 2005. С. 42–46. 

Василенко В. А. Пограничный комиссар в Туве в 1913 году: назначение, проблемы, противостояние // Новые исследования Тувы. 2013. № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_20/6719- vasilenko.html (дата обращения: 19.12.2013). 

Владимиров Д. Ковбойский бизнес. Специальный репортаж. URL: http://www.tostos.ru/ Kovboyskiy-biznes-SPECIALjNYiY-REPORTAZh.html (дата обращения: 03.05.2012). 

В Туве в ходе операции «Скотокрад» реализуемое мясо проверили на легальность // Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн». 9 апреля 2013 г. URL: https://www.tuvaonline. ru/2013/04/09/v-tuve-v-hode-operacii-skotokrad-realizuemoe-myaso-proverili-na-legalnost.html (дата обращения: 09.04.2013). 

Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран. Торговая и колонизаторская в них деятельность китайцев и русских. Дополнения и поправки. Л., 1930. Т. 3. Вып. 2. 

Даржа В. К. Самозащита по закону. Пособие для арата. М., 2001. 

Даржа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Кызыл, 2009. 

Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы (XI — начало XX в.). М., 1956. 

История Тувы: в 2 т. Новосибирск, 2001. Т. 1. 

Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996. 

Катанов Н. Ф. Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Кызыл, 2007. Т. 1: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (II тыс. до н. э. — конец XIX в.). С. 494–583. 

Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1899 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества. Кызыл, 2011. 

Кисель В. А. Тува в современном мире (взгляд стороннего наблюдателя) // Сибирь на рубеже тысячелетий. Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. С. 144–151. 

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956. 

Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. М., 1936.

Кужугет А. К. Трансформация образа коня и всадника в тувинском искусстве в XX — начале XXI века // Гуманитарные науки в XXI веке: человек, общество, глобальный мир: материалы междунар. конф. Кызыл, 2015. С. 445–449. 

Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл, 2001. 

Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996. 

Мышлявцев Б. А. Похититель скота и социальная гармония. Некоторые аспекты отношений собственности у тувинцев Западной Тувы // Сибирский этнографический вестник. 2001. № 5 (6). URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/Data/?html=bam2.htm&mi=25&id=1123 (дата обращения: 19.10.2016). 

Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец XX — начало XXI вв.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2002. 

Оюн Л. Отрезать скотокрадам руки? Реально ли всем миром одолеть главное преступление Тувы — скотокрадство // Газета «Центр Азии». 2009. № 5. URL: http://www.centerasia.ru/ issue/2009/5/2444-otrezat-skotokradam-ruki-realno-li-vsem.html (дата обращения: 10.02.2009). 

Попова Л. Ф. Эволюция представлений о содержании и назначении богатства в традиционном казахском обществе (XIX — начало XX в.) // Богатство и престиж в традиционной культуре: материалы XIII Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2014. С. 155–161. 

Потапов Л. П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб., 2001. 

Путешествия по Туркестану Н. А. Северцова и А. П. Федченки. Изложено по подлинным сочинениям путешественников М. А. Лялиной. СПб., 1894. 

Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника. М., 1989. 

Разбойники-рецидивисты, укравшие стадо, задержаны в Туве // Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн». 15 января 2014 г. URL: http://www.tuvaonline.ru/2014/01/15/razboyniki-recidivisty-ukravshie-stado-skota-zaderzhany-v-tuve.html (дата обращения: 16.01.2014). 

Скифы: хрестоматия. М., 1992. 

Стукалин Ю. В. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. М., 2008. 

Тувинские скотокрады, убившие алтайского пастуха, пойманы и предстанут перед судом // ИА Банкфакс. 04.06.2003. URL: http://www.bankfax.ru/page.php?pg=20787 (дата обращения: 03.05.2012). 

Турчанинов А. А. Урянхайский край в 1915 г. Кызыл, 2009. 

Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. СПб., 2008. 

Хедин С. В сердце Азии. Памир — Тибет — Восточный Туркестан. Путешествие в 1893– 1897 годах. М., 2010. 

Хоозураан Тыва. Саннар, барымдаалар. Кызыл, 2002. (на тув. яз.). 

Яндай-оол Т. В. Организация судебной власти в Туве во времена правления Маньчжурской династии // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. № 6 (36). С. 62–69. 

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея // Описание Минусинского музея. Минусинск, 1900. Вып. 4. С. 1–122.