Белоруссова С. Ю. Нагайбаки в киберпространстве
БЕЛОРУССОВА Светлана Юрьевна — к.и.н., н.с. отдела Центральной Азии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: Svetlana-90@yandex.ru
Скачать | К содержанию #1. 2018
АННОТАЦИЯ. Сегодня нагайбаки представляют свою этничность как в реальной, так и в киберсреде. Стимул достойного позиционирования собственной культуры в виртуальности вызывает своего рода этноренессанс (с элементами этноконкуренции). Интернет становится удобной площадкой для развития этничности за счет индивидуальных этнопроектов. На рассмотренных примерах нагайбаков видно, что повышенной киберактивностью отличаются люди, покинувшие малую родину и восполняющие реальную отстраненность виртуальной активностью. Кроме того, этничность нагайбаков подпитывают сторонние наблюдатели, высказывающие сомнения или интерес в отношении их культуры. На сегодняшний день виртуальное и реальное пространство у нагайбаков слито: часто во время живого общения пользователи не покидают интернет-бесед. Обсуждение традиционной культуры и даже проведение некоторых ритуалов перемещаются в виртуальность, а повседневные разговоры об актуальных этнических темах ведутся с отсылками на кибер-источники. Таким образом, нынешняя рефлексия нагайбаков по поводу своей идентичности происходит и в виртуальном пространстве, что по-своему проецирует и обновляет этническое самосознание.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: киберпространство, этничность, нагайбаки, традиционная культура, социальные сети, самопозиционирование, виртуальность, реальность
УДК 39:007(=512.145)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-1-71-77
- Головнёв А. В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 3–12.
- Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и кибер-этничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100–108.
- Никитина Э. В. Этнические процессы в глобальном информационном пространстве // Информационное общество. 2014. № 5–6. С. 77–83.
- Мясникова М. Л. Онлайн-этнографический подход к исследованию сообществ: методологические разногласия и базовые принципы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 1 (89). Т. 20. С. 199–207.
- Diamandaki K. Virtual ethnicity and digital diasporas: Identity construction incyberspace. Global Media Journal. № 2 (2). 2003. P. 1–22. (accessed: 30.12.2017).
- Eriksen T. H. Nations in Cyberspace. 2007. URL: http://tamilnation.co/selfdetermination/nation/erikson.htm (accessed: 30.12.2017).
- Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Everyday. L.: Bloomsbury Academic, 2015. 240 p.
- Hine C. Virtual Ethnography. L.: Sage. 2000. 192 p.
- Hosseini B. S. An Ethnography of a Community’s Re-appropriation of Yārsān in Cyberspace: The Facebook Phenomenon // Journal of Religion, Media and Digital Culture. 2017. № 1 (6). (accessed: 30.12.2017).
- Macfayden L. Virtual Ethnicity: The New Digitization of Place, Body, Language, and Memory // Electronic Magazine of Multicultural Education. 2006. № 8 (1). (accessed: 30.12.2017).
- Nuermaimaiti R. Identity Construction Online: The use of Facebook by the Uyghur Diaspora: A Thesis Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements of Master of International Communication Unitec
- Institute of Technology, New Zealand. 2014. (accessed: 30.12.2017).
- Poster M. Virtual Ethnicity: Tribal Identity in an Age of Global Communications // Cyber Society 2.0. Revisiting Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks: Sage, 1998. P. 184–211.
- Видео «Ашбиру у нагайбаков». (дата обращения: 30.12.2017).
- Видео «Нагайбакские бэиты». (дата обращения: 30.12.2017).
- Группа «Нагайбакский мир». (дата обращения: 30.12.2017).
- Группа «Нагайбаки Челябинска». (дата обращения: 30.12.2017).
- Группа «Питерские нагайбаки». (дата обращения: 30.12.2017).
- Группа «Париж и парижане». (дата обращения: 30.12.2017).
- На Урале пенсионерка переводит «Вконтакте» на нагайбакский язык // Информационный портал Life. (дата обращения: 04.04.2017).