Голубкова О. В. Этнопсихологические аспекты восприятия «чужих» духов в народных верованиях русских и коми в Западной Сибири

Ольга Владимировна Голубкова
Институт археологии и этнографии СО РАН
Новосибирск, Россия
E-mail: Olga-11100@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Статья основана на полевых материалах, собранных у русских, коми, украинцев, белорусов и мордвы, предки которых поселились в Западной Сибири на рубеже XIX–XX вв. Зафиксированы представления о том, что священные места и кладбища народов, которые поселились в Сибири раньше (ханты, манси, татары, сибирские коренные народы) опасны для «новоселов». Особенно страшными считались заброшенные могилы «инородцев». Иные способы погребения и обряды «чужой» культуры не могли гарантировать «правильного» ухода мертвых в иной мир. Отражены эмоциональные истории о призраках и враждебных духах, связанных с предыдущим населением Западной Сибири. Представлены факты этнического и культурного расхождения, основанные на оппозиции православного и «нехристианского» (языческого, мусульманского) богослужения. Многие информанты (русские, коми) считали, что сибирские народы обладают магическими способностями. Чтобы обеспечить защиту от враждебных духов и колдунов других народов, русские и коми использовали христианские амулеты. Но, кроме этого, они искали мистическую защиту своих предков. Это особенно актуально вдали от родины, поэтому включение «чужой» земли в сферу «своего» пространства имело большое значение для психологического комфорта человека на новом месте проживания.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мифология, русские, коми, Западная Сибирь, «свой» — «чужой», культ предков, психологическая адаптация

 

УДК 159.922.4
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-169-175

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2000. Русские, с. Нижний Коен, Искитимский район, Новосибирская область.
  • ПМА 2004a. Коми, с. Мужи, Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • ПМА 2004b. Коми, пос. Ямгорт, Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • ПМА 2004c. Коми, пос. Овгорт, Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • ПМА 2005a. Русские, с. Васисс, Тарский район, Омская область.
  • ПМА 2005b. Русские, д. Гриневичи, Тарский район, Омская область.
  • ПМА 2009. Русские, с. Зыряновка, Заринский район, Алтайский край.
  • ПМА 2011a. Коми, с. Саранпауль, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
  • ПМА 2011b. Коми, пос. Сосьва, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
  • ПМА 2013. Русские. г. Болотное.
  • Ансимова О. А., Голубкова О. В. Мифологические персонажи домашнего пространства в народных верованиях русских (этнографический и лексикографический аспекты) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2016. № 3 (44). С. 130–138.
  • Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990.
  • Голубкова О. В. Этнокультурное взаимодействие северных коми-зырян и русских в сфере сакрального символизма // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3 (27). С. 101– 111.
  • Ермакова Е. Е., Лискевич Н. А. Сакральная география ижемцев Нижнего Приобья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1 (14). С. 168–176.
  • История Ямала: в 2 т. Екатеринбург, 2010. Т. 1: Ямал традиционный. Кн. 1: Древние культуры и коренные народы.
  • Криничная Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.
  • Повод Н. А. Коми Северного Зауралья (XIX — первая четверть XX в.). Новосибирск, 2006.
  • Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
  • Шипилов А. В. «Свои», «чужие» и другие. М., 2008.
  • Шкурко Т. А. Отношения к «своим/чужим», «близким/далеким» жителей городов разного типа // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 81–95.
  • Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 1. С. 41–53.