Кадук Е. В. Особенности восприятия современных практик долговой торговли и благотворительности в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия)

Евгений Владимирович Кадук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Москва, Россия
E-mail: evgendmc@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Рассмотрена деятельность торговцев в селах Саскылах и Юрюнг-Хая арктического Анабарского района Республики Саха (Якутия) через фокусирование на фактически нерыночных практиках беспроцентного кредитования и благотворительной деятельности, к которым прибегают торговцы. Восприятие и моральная оценка данных практик торговцами имеют разную модальность. Степень вовлеченности их в нерыночные практики обмена, распределения также заметно варьирует. Отношения между продавцом и покупателем в сельском сообществе глубоко персонализированы. Каждый торговец самостоятельно определяет для себя рамки доверия к заемщикам, допустимой щедрости и помощи нуждающимся. Тогда как к беспроцентному кредиту за редким исключением в той или иной степени прибегают все торговцы, благотворительностью занимается сравнительно меньшее число торговцев, зачастую из числа наиболее успешных в сельском сообществе. Нерыночные формы обмена и распределения, распространенные в Анабарском районе, во многом способствуют поддержанию повседневной деятельности торговцев, укреплению их позиции на рынке и в обществе.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Саха (Якутия), коренные народы Севера, дележ, благотворительность, беспроцентный кредит, долг, рыночные отношения

 

УДК 339.376.4(571.56)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-143-152

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2015. Анабарский район (улус), Республика Саха (Якутия).
  • Бурдье П. Формы капитала // Классика новой экономической социологии. М., 2014. С. 293–315.
  • Зензинов В. М. Очерки торговли на севере Якутской области. М., 1916.
  • Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004.
  • Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее. М., 2006. С. 44–71.
  • Расцветаев М. К. Тунгусы Мямяльского рода: социально-экономический очерк с приложением тунгусских бюджетов // Труды Совета по изучению производительных сил. Серия якутская. Вып. 13. Л., 1933.
  • Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999.
  • Соколова З. П. Советский магазин: торговля и алкоголь на Обском Севере (коренное население в 1950–1980-е гг.) // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 97–108.
  • Ссорин-Чайков Н. В. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 59–81.
  • Ссорин-Чайков Н. В. «Купцы и инородцы» сто лет спустя: введение // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 30–42.
  • Юдин Г. Б. Моральная природа долга и формирование ответственного заемщика // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 28–45.
  • Ярзуткина А. А. Сделка как процесс: торговля на Чукотке в конце XIX — начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 57-69.
  • Peterson N. Demand sharing: reciprocity and pressure for generosity among foragers // American Antropologist. 1993. Vol. 95, № 4. P. 860–874.
  • Ventsel A. Reluctant entrepreneurs of the Russian Far North // New Mobilities and Social Changes in Russia’s Arctic Regions. New York, 2017. P. 45–56.
  • Woodburn J. C. ‘Sharing is not a form of exchange’: an analysis of property sharing in immediate-return hunter-gatherer societies // Property relations: renewing the anthropological tradition. Cambridge, 1998. P. 48–63.
  • Yudin G., Pavlyutkin I. Recording the Ambiguity // Cultural Studies. 2015. Vol. 29, № 5–6. P. 807– 826.