Кисель В. А. Образ кайгала в тувинской культуре (эмоциональное восприятие и политическая конъюнктура)

Владимир Антониевич Кисель
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: kisel@kunstkamera.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Кража крупного рогатого скота — типичное занятие мужчин в традиционной культуре Тувы. Такие воры назывались кайгалами, или смельчаками. Обычно скотокрадством занимались молодые неженатые мужчины. Исследователи Тувы конца XVIII — начала XX в. неоднократно отмечали редкое умение и профессиональные навыки кайгалов. Кайгалы действовали на свой страх и риск, не ставя в известность ни глав кланов, ни старейшин. Их набеги совершались на соседние народы, недружественные тувинские родоплеменные группы, а также на выделившихся исключительным богатством соплеменников. Скотокрады редко прибегали к открытой агрессии с человеческими жертвами. Набеги кайгалов нельзя смешивать с обычным воровством — оорлаашкын, или с кражей-возмездием — туткууш. Оорлаашкын преследовал экономические цели, а туткууш регулировал социальные и этнические конфликты. Главным устремлением кайгалов было усиление личного авторитета. По этой причине они обычно раздавали добытый скот бедным соплеменникам. Кража крупного рогатого скота у большинства тувинцев не считалась кражей, а воспринималась как перераспределение накопленной собственности. Образ кайгала сформировался в виде романтического защитника бедных. Затем в ходе революционных преобразований он превратился в борца против феодальной системы и маньчжурских завоевателей. Со временем поменялась цель походов тувинцев за скотом. Они стали совершаться для обогащения. Поэтому образ кайгала начал утрачивать характерные черты. В настоящее время он ассоциируется с вором, специализирующимся на краже скота.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тува, тувинская культура, скотокрады, образ кайгала

 

УДК 394.94(=512.156)
DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-153-161

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., 1974.
  • Африканов А. М. Русская торговля в Урянхайской земле // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. М., 2007. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве. С. 94–117.
  • Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ, 2013.
  • Басангова Т. Г. Считалки в детском фольклоре калмыков // Новые исследования Тувы. 2013. № 1. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_17/5973-basangova.html (дата обращения: 28.02.2013).
  • Бондарев А. Я. Особенности выпаса лошадей как фактор, предопределяющий их наибольшую среди домашних животных уязвимость от хищных зверей в Алтае-Саянской горной провинции // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С. 125–128.
  • Ботяков Ю. М. Аламан. Социально-экономические аспекты института набега у туркмен (середина XIX — первая половина XX века). СПб., 2002.
  • Ботяков Ю. М. Абреки на Кавказе: cоциальный аспект явления. СПб., 2004.
  • Бравина Р. И. Богатство в традиционной системе ценностей якутов // Богатство и престиж в традиционной культуре: материалы XIII Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2014. С. 113–116.
  • Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. «Уча» — обычай престижного распределения добычи у саянских тюрков // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф. Абакан, 2005. С. 42–46.
  • Василенко В. А. Пограничный комиссар в Туве в 1913 году: назначение, проблемы, противостояние // Новые исследования Тувы. 2013. № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_20/6719-vasilenko.html (дата обращения: 19.12.2013).
  • Владимиров Д. Ковбойский бизнес. Специальный репортаж. URL: http://www.tostos.ru/Kovboyskiy-biznes-SPECIALjNYiY-REPORTAZh.html (дата обращения: 03.05.2012).
  • В Туве в ходе операции «Скотокрад» реализуемое мясо проверили на легальность // Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн». 9 апреля 2013 г. URL: https://www.tuvaonline. ru/2013/04/09/v-tuve-v-hode-operacii-skotokrad-realizuemoe-myaso-proverili-na-legalnost.html (дата обращения: 09.04.2013).
  • Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран. Торговая и колонизаторская в них деятельность китайцев и русских. Дополнения и поправки. Л., 1930. Т. 3. Вып. 2.
  • Даржа В. К. Самозащита по закону. Пособие для арата. М., 2001.
  • Даржа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Кызыл, 2009.
  • Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы (XI — начало XX в.). М., 1956.
  • История Тувы: в 2 т. Новосибирск, 2001. Т. 1.
  • Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.
  • Катанов Н. Ф. Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Кызыл, 2007. Т. 1: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (II тыс. до н. э. — конец XIX в.). С. 494–583.
  • Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1899 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества. Кызыл, 2011.
  • Кисель В. А. Тува в современном мире (взгляд стороннего наблюдателя) // Сибирь на рубеже тысячелетий. Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. С. 144–151.
  • Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956.
  • Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. М., 1936.
  • Кужугет А. К. Трансформация образа коня и всадника в тувинском искусстве в XX — начале XXI века // Гуманитарные науки в XXI веке: человек, общество, глобальный мир: материалы междунар. конф. Кызыл, 2015. С. 445–449.
  • Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл, 2001.
  • Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996.
  • Мышлявцев Б. А. Похититель скота и социальная гармония. Некоторые аспекты отношений собственности у тувинцев Западной Тувы // Сибирский этнографический вестник. 2001. № 5 (6). URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/Data/?html=bam2.htm&mi=25&id=1123 (дата обращения: 19.10.2016).
  • Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец XX — начало XXI вв.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2002.
  • Оюн Л. Отрезать скотокрадам руки? Реально ли всем миром одолеть главное преступление Тувы — скотокрадство // Газета «Центр Азии». 2009. № 5. URL: http://www.centerasia.ru/issue/2009/5/2444-otrezat-skotokradam-ruki-realno-li-vsem.html (дата обращения: 10.02.2009).
  • Попова Л. Ф. Эволюция представлений о содержании и назначении богатства в традиционном казахском обществе (XIX — начало XX в.) // Богатство и престиж в традиционной культуре: материалы XIII Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2014. С. 155–161.
  • Потапов Л. П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб., 2001.
  • Путешествия по Туркестану Н. А. Северцова и А. П. Федченки. Изложено по подлинным сочинениям путешественников М. А. Лялиной. СПб., 1894.
  • Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника. М., 1989.
  • Разбойники-рецидивисты, укравшие стадо, задержаны в Туве // Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн». 15 января 2014 г. URL: http://www.tuvaonline.ru/2014/01/15/razboyniki-recidivisty-ukravshie-stado-skota-zaderzhany-v-tuve.html (дата обращения: 16.01.2014).
  • Скифы: хрестоматия. М., 1992.
  • Стукалин Ю. В. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. М., 2008.
  • Тувинские скотокрады, убившие алтайского пастуха, пойманы и предстанут перед судом // ИА Банкфакс. 04.06.2003. URL: http://www.bankfax.ru/page.php?pg=20787 (дата обращения: 03.05.2012).
  • Турчанинов А. А. Урянхайский край в 1915 г. Кызыл, 2009.
  • Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. СПб., 2008.
  • Хедин С. В сердце Азии. Памир — Тибет — Восточный Туркестан. Путешествие в 1893– 1897 годах. М., 2010.
  • Хоозураан Тыва. Саннар, барымдаалар. Кызыл, 2002. (на тув. яз.).
  • Яндай-оол Т. В. Организация судебной власти в Туве во времена правления Маньчжурской династии // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. № 6 (36). С. 62–69.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея // Описание Минусинского музея. Минусинск, 1900. Вып. 4. С. 1–122.