Рахманова Л. Я. Интимные пространства для тела и души в деревне: неловкость, смущение и стыд как часть включенного наблюдения

Лидия Яковлевна Рахманова
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: muza-spb@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются физические и символические пространства, которые являются полями взаимодействия и общения местных жителей и исследователя, включенного в их повседневность. Они имеют различную природу, физические границы или же ситуативное измерение, к ним обращаются с различной периодичностью, но их объединяет одно: чувство смущения и неловкости от разделенного пространства. Анализируя различные режимы интимного, по-разному проявляющегося в деревенском доме, храме, магазине на улице, в тайге, можно выявить не только стабильные с точки зрения местоположения и времени функционирования зоны интимного. Автор выделяет также интимные пространства, «мерцающие» во времени, меняющие свое положение в пространстве, конвенциональные пространства, определяемые на основе договоренности, интенционально очерчиваемые интимные пространства, а также интимные пространства, интегрированные в публичную среду, проявляющиеся ситуативно. Стать частью этих интимных пространств можно вольно и невольно, можно «войти» в них через участие в повседневности, в празднике или промысле, через личную беседу, интервью, общение с детьми, посещение бара или службы в храме. Но как выйти из него, ничего не разрушив и не повредив, учитывая уязвимость и открытость информантов в этих пространствах?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропология пространства, включенное наблюдение, неловкость, стыд, символические границы, уязвимость, открытость, интимные пространства

 

УДК 39
10.31250/2618-8619-2018-2-12-19

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.
  • Гидденс Э. Сознание, Я и социальное взаимодействие // Философия и общество. 2001. № 2 (23). С. 35–58.
  • Голубева Л. В. Одевание пространства: мягкие границы — строгие правила // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 4 (173). С. 19–24.
  • Здравомыслова Е., Роткирх А., Темкина А. Создание приватности как сферы заботы, любви и наемного труда // Новый быт в современной России. Гендерные исследования повседневности. СПб., 2009. С. 7–30.
  • Морозов И. А., Слепцова И. С. Конструирование персонального пространства в контексте социальной реальности (на примере интерьера) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 4 (69). С. 167–183.
  • Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. Таллин, 1988. С. 7–57.
  • Ball D. W. Microecology: Social Situations and Intimate Space. London, 1973.
  • Goffman Е. Behavior in Public Places. New York, 1963.
  • Hume L., Mulcock J. Introduction: Awkward Spaces, Productive Places // Anthropologists in the Field: Cases in participant observation. New York, 2004. P. xi–xxvii.
  • Kelly P. Awkward Intimacies: prostitution, Politics, and fieldwork in Urban Mexico // Anthropologists in the Field: Cases in Participant Observation. New York, 2004.
  • Mears R. Intimacy and alienation: Memory, trauma and personal being. London; New York, 2013.
  • Scheff T. J. Shame in Self and Society // Symbolic Interaction. 2003. № 26 (2). P. 239–262.
  • Tangney J. P., Miller R. S., Flicker L., Barlow D. H. Are shame, guilt, and embarrassment distinct emotions? // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 70 (6). P. 1256–1269.