Кубель Е. Л. Каракалпакский текстиль в собрании Российского этнографического музея

Елена Леонидовна Кубель
Российский этнографический музей
Санкт‑Петербург, Россия
E‑mail: elenakubel@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Дается характеристика истории поступления предметов каракалпакского текстиля и ткацкого инструментария в собрание Российского этнографического музея (РЭМ) начиная с конца 1920‑х гг. до 1970‑х гг. Корпус памятников по этой теме достаточно репрезентативен. Он включает небольшую коллекцию тканей домашнего производства 1927–1928 гг., которая интересна для исследователя тщательным выбором образцов, фиксацией терминологии и особенностей использования разных видов тканей в одежде тех или иных групп населения. В группе изделий, выполненных в лоскутной технике курак, наибольшую ценность представляет коллекция детской одежды, которая достаточно редко в большом объеме представлена в музейных собраниях. Идея охранного апотропейного значения изделий, сшитых из лоскутов, усиленная цветовой и числовой символикой, а также использованием особых орнаментальных композиций, вводит нас в мир древних народных представлений о строении мира и магических свойствах тех или иных предметов. Довольно значительную часть каракалпакского собрания составляют предметы тканого убранства юрты, выполненные в разной технике ткачества: ворсового, безворсового, комбинированного. Это разнообразные полосы как для крепления, так и для декоративного оформления переносного жилища, наддверные коврики есиккас, сумки (торбы) керги, постилочные ковры алаша, вещевые мешки каршины. В целом коллекция Российского этнографического музея дает представление об основных видах текстильных практик каракалпаков дельты Амударьи и их развитии на длительном отрезке времени с конца XIX в. до второй половины XX в.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Российский этнографический музей, каракалпаки, текстиль, ворсовые, безворсовые изделия, комбинированная техника, лоскутная техника

 

УДК 677.024:39(=512.121)
DOI 10.31250/2618‑8619‑2019‑2(4)‑108‑119

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2012. Экспедиция в Каракалпакстан, 2012 г. Фотоархив автора.
  • РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 7128‑2 Коллекция приобретена Государственным музеем этнографии народов СССР у мл. научного сотрудника Научно‑исследовательского института экономики, истории и литературы Каракалпакской АССР художника И. В. Савицкого в 1959 г.
  • РЭМ. Опись коллекции РЭМ № 5111‑137. Коллекция собрана по поручению Этнографического отдела ГРМ А. Л. Мелковым в 1929 г.
  • Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус, 1977.
  • Береснева Л. Г. Ковровые изделия каракалпаков. М., 1994.
  • Есбергенов Х. Обряды и верования каракалпаков, относящиеся к юрте // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 2000. С. 179–188.
  • Жданко Т. А. Изучение народного орнаментального искусства каракалпаков // Советская этнография. 1955. № 4. С. 56–69.
  • Жданко Т. А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков // Труды Хорезмской археолого‑этнографической экспедиции М., 1958. Т. 3. С.373–410.
  • Исраэлян А. Армянские амулеты XVIII–XIX вв. Ереван, 2012 (на арм. яз.).
  • Кармышева Б. Х. Ткачество и прядение у населения южных районов Таджикистана и Узбекистана XIX — начало XX в. // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. С. 251–264.
  • Морозова А. С. Культура домашнего быта каракалпаков начала XX в.: дис. … канд. ист. наук. Ташкент, 1954 // Архив Каракалпакского НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отд. АН Узбекистана. Д. 251. 1954 г.
  • Мошкова В. Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX — начала XX в. Ташкент, 1970.
  • Перлина М. Д. Дневник экспедиционной поездки в Каракалпакскую АССР в 1969 г. // Архив отдела этнографии народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа РЭМ. Без №. Д. 1969 г.
  • Пиркулиева А. Н. Ковровое ткачество туркмен долины средней Амударьи // Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана. М., 1966. С. 146–170.
  • Этнография каракалпаков. Конец XIX — начало XX века. Материалы и исследования. Ташкент, 1980.
  • Richardson D. S. Qarakalpaks of the Aral Delta. Munich; London; New York, 2012.