Головнёв А.В. Музейное мышление: соблазн открытия и инстинкт хранения

Андрей Владимирович Головнёв 
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Andrei_golovnev@bk.ru

 

  Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Музейные работники не только хранят коллекции и делают экспозиции, но и врастают в музей настолько, что становятся его лицами и голосами. Обратная сторона музейного мышления — причастность к «культу подлинности» и почитанию раритетов — свойственна посетителям музея. Наблюдения за музейной жизнью выявляют выраженный «инстинкт хранения», и неспроста одна из ключевых позиций в музейном деле называлась «консерватор». Истоки музеальности обнаруживаются в глубинах археологии (пещерных росписях), обрядах и святилищах разных народов. Ярким и многообразным ее воплощением стали древнегреческие мусейоны — собрания муз и их служителей, включая жрецов, мудрецов, поэтов, риторов. Композиция знаменитого Александрийского мусейона, разрушенного христианами, через тысячелетие возродилась в музеумах Ренессанса, а затем вундеркамерах и кунсткамерах. Из этого театра-музея произошла музейная традиция Нового времени с вариациями имперскости, колониальности, нациестроительства, этничности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Музейное мышление, мусейон, музеальность, Кунсткамера

 

УДК 069.1
DOI 10.31250/2618-8619-2019-3(5)-9-18

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ананьев В. Г. История зарубежной музеологии: идеи, люди, институты. М.: Памятники исторической мысли, 2018.
  • Богораз В. Г. Л. Я. Штернберг как человек и ученый // Этнография. 1927. № 2 (кн. IV). С. 269– 282.
  • ван Менш П. К методологии музеологии. М.: «Перспектива», 2018.
  • Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; Волот, 2009.
  • Головнёв А. В. Этнография в российской академической традиции // Этнография. 2018. № 1. С. 6–39.
  • Конт Ф. От этнографических музеев к музеям общества. Размышления по поводу французского опыта // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 41–47.
  • Наварро О. История и память в современном музее: несколько замечаний с точки зрения критической музеологии // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 3–11.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. М.: Наука, 1994.
  • Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности. М.: Новый Акрополь, 2012.
  • Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М., СПб.: Университетская книга, 2001.
  • Шнирельман В. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический подход // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 8–26.
  • Alexander E. P. & Alexander M. Museums in Motion: An Introduction to the History and Functions of Museums. 2nd ed. Lanham; NY; Toronto. AltaMira Press, 2008.
  • Gosden Ch. & Larson F. Knowing Things: Exploring the Collections at the Pitt Rivers Museum, 1884–1945. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007.
  • Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture (Museum Meanings). London; NY: Routledge, 2000.
  • Shaw W. M. K. Possessors and Possessed. Museums, Archaeology, and the Visualization of History in the Late Ottoman Empire. Berkeley: Univ. of California Press, 2003.
  • Stránský Z. Z. Archeologie a muzeologie. Brno: Masarykova univerzita, 2005.
  • Washburn W. E. Grandmotherology and Museology // Curator. 1967. № 10(1). P. 43–48.
  • Willett F. Museums: Two Case Studies of Reaction to Colonialism // The Politics of the Past. Eds. P. Gathercole, D. Lowenthal. L.: Unwin Hyman, 1990. P. 172–188.