Грибанова В. В. Новые явления в системе образования ЮАР в XXI в.

Валентина Валерьевна Грибанова 
Центр истории и культурной антропологии ФГБУН «Институт Африки РАН»
Москва, Россия

E-mail: vgribanova@mail.ru 

 

  Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 37.014(680) 
DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-70-80

 

АННОТАЦИЯ. Победа Африканского национального конгресса на выборах в апреле 1994 г. привела к серьезным изменениям в жизни южноафриканского общества, в том числе в образовании. Согласно второй главе принятой вскоре Конституции и Закону об образовании 1996 г., теперь каждый имеет право на базовое образование, включая базовое обучение взрослых, и на продолжение учебы. Практически все 1990-е годы стали тяжелым временем для школы, и последствия такой кардинальной перестройки общества и образования проявляются до сих пор. Одна из самых острых проблем — низкий уровень квалификации учителей и их хронический недостаток. Большие трудности в школе связаны с падением престижа профессии школьного учителя и деградацией отношений «учитель — ученик». К проблемам последнего времени надо отнести снижение финансирования системы образования и достаточно низкий средний уровень подготовки в школе. В качестве новых тенденций в образовании ЮАР показаны альтернативный проект в области образования, полностью осуществляемый силами исламского сообщества, а также введение в 2018 г. бесплатного высшего образования. Первый рассмотрен на примере анализа исламских школ в Леназии и Азаадвилле. Второе стало результатом акций протеста молодежи ЮАР, продолжавшихся на протяжении 2015–2017 гг. и получивших название «Fees must fall».

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЮАР, система образования, исламские школы, бесплатное высшее образование, студенческие движения

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ