Хохолькова Н. Е. «Память как лекарство»: перформативные коммеморации в контексте американской версии афроцентризма

Надежда Евгеньевна Хохолькова
Институт Африки РАН; Российский государственный гуманитарный университет
Москва, Россия
E-mail: khokholkova@gmail.com 

 

  Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 316.722 
DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-213-219

 

АННОТАЦИЯ. В эпоху постколониализма и постмодернизма вопросы исторической памяти приобрели особую актуальность. В последней трети XX столетия в соответствии с требованиями стремительно меняющихся обществ начали конструироваться новые паттерны мемориальной культуры. Один из них возник в рамках дискурса афроцентризма. Идейное течение, основанное на утверждениях о центральном положении Африки и людей африканского происхождения в мировой истории, в начале 1980-х годов благодаря усилиям Молефи Кете Асанте превратилось в универсальную социокультурную теорию, призванную деколонизировать пространство исторической памяти и трансформировать самосознание африкано-американцев. С целью устранения «пострабского синдрома» и комплекса неполноценности, присущих многим африкано-американцам, афроцентристы разработали ряд коммеморативных практик. Рассматриваются перформативные коммеморации — церемонии, ритуалы, обряды и прочие действия, направленные на создание, сохранение, трансляцию и репрезентацию как триумфальных, так и травматических воспоминаний. В центре внимания автора фестиваль Кванзаа и коммеморация Маафа. Предпринимается попытка обоснования причин проведения данных памятных мероприятий в США, анализируются их суть, символика и значение.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммеморация, перформанс, афроцентризм, Кванзаа, Маафа

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М., 2014.
  • Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М., 2016.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990.
  • Бондаренко Д. М. Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки в США. М., 2016.
  • Гавристова Т. М. «Вернись и возьми» («африканское зарубежье» в поисках идентичности) // Ярославский хронограф: доклады научной конф., посвящ. 20-летию исторического факультета ЯрГУ. Ярославль, 2008. С. 51–57.
  • Нитобург Э. Л. Афроамериканцы США. XX век: этноисторический очерк. М., 2009.
  • Ani M. To Be Afrikan. February 24, 1999. URL: http://www.hartford-hwp.com/archives/30/084.html (дата обращения: 08.06.2019).
  • Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition. Cambridge, 1983. Р. 1-14.
  • Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. New York, 1995.
  • Mazama A. The Afrocentric Paradigm. Contours and Definitions // Journal of Black Studies. 2001. Vol. 31 (4). P. 387–405.
  • Rowe T. D., Woodson K. M. How to heal African-Americans’ traumatic history. June 19, 2018. URL: https://theconversation.com/how-to-heal-african-americans-traumatic-history-98298 (дата обращения: 25.07. 2019).