Мокрушина З. В. Нигерийские публицисты: от исторического конструктивизма к историческому настоящему

Зоя Валерьевна Мокрушина
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Вологда, Россия

E-mail: zmokrushina@gmail.com 

 

  Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 82-92(093)
DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-89-98

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена нигерийской публицистике, запечатлевшей постколониальный период, напряженный, наполненный социально-политическими катаклизмами и интеллектуально-культурными трансформациями. Глубокая погруженность авторов в эти неоднозначные, часто противоречивые процессы дает уникальную возможность увидеть персонифицированную историю Нигерии изнутри, включиться в обсуждение проблематики идентичности и социокультурного синтеза, расизма, колониализма и неоколониализма, феномена африканских диктатур и политического лидерства, миграции и изгнанничества, экоцида и геноцида, реализации «африканского сюжета» в мировой истории, культуре и искусстве. Нигерийские публицисты не только формировали общественную повестку, но и провоцировали новые тренды в общественном и гуманистическом знании, вырабатывали свой инструментарий познания — от исторического конструктивизма к историческому настоящему.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: публицистика, историческая память, исторический конструктивизм, историческое настоящее

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
  • Гавристова Т. М. История Африки в документах // Новая и новейшая история. 2008. № 5. C. 118–122.
  • Гавристова Т. М. Становление современной исторической науки в Африке: поиски идентичности // Африканский сборник — 2013 / отв. ред. А. Ю. Желтов. СПб., 2013. С. 32–38.
  • Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.
  • Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.
  • Кайда Л. Г. Позиция автор в публицистике // Язык современной публицистики. М., 2007. С. 274–277
  • Колосов Г. В., Худякова Э. А. Журналистский творческий процесс (общая модель публицистического творчества). Воронеж, 1984.
  • Мокрушина З. В. Кен Саро-Вива: «Слышит ли меня хоть кто-нибудь?» // Детство в Африке: мемуары, автобиографии, интервью. Ярославль, 2018. С. 36–45.
  • Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
  • Плавская Е. В. Публицистика как вид исторических источников: проблема определения // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2008. № 4. С. 81–93.
  • Полонский А. В. Публицистика как особый вид творческой деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. Т. 11 (51). С. 56–61.
  • Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1973.
  • Репина Л. П., Мягков Г. П. Интеллектуальная культура и научные коммуникации // Вестник Удмуртского университета. 2014. Вып. 3. С. 137–142.
  • Саид Э. В. Культура и империализм. СПб., 2012.
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX века: трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 313–331.
  • Тертычный А. А. Интернет-публицистика: жанровый профиль // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. Т. 156 (6). С. 7–16.
  • Ученова В. В. Публицистика и политика. М., 1979.
  • Фомичева И. Д. Публицистика в эпоху Интернета // Вестник Московского университета. Серия 10. «Журналистика». 2013. № 5. С. 94–110.
  • Язык современной публицистики. М., 2005.
  • Achebe Ch. Morning Yet On Creation Day: essays. New York, 1975.
  • Achebe Ch. Home and exile. Oxford, 2000.
  • Adichie Ch. N. We Should All Be Feminists. New York, 2014.
  • Adichie Ch. N. The Danger of a Single Story, 2009. URL: https://www.ted.com/talks/chimamanda_adichie_the_danger_of_a_single_story?language=ru (дата обращения: 31.10.2019).
  • Chinweizu. Decolonising the African Mind. Lagos, 1987.
  • Clark-Bekederemo J. P. The example of Shakespeare. Evanston, 1970.
  • Ekwensi C. Problems of Nigerian Writers // Nigeria Magazine. 1963. № 78. P. 217–219.
  • Emecheta В. Feminism with a Small «f» // Criticism and Ideology: Second African Writer's Conference, Stockholm. Uppsala, 1988. P. 173–181.
  • Irele A. Literature, Culture And Thought In Africa. 2005. URL: http://www.africaknowledgeproject.org/index.php/war/article/view/294 (дата обращения: 31.10.2019).
  • Ken Saro-Wiwa's final address to the military-appointed tribunal // Earth Island Journal. 1995. Vol. 11 (1). P. 25.
  • Mezu S. O. Behind the rising sun. London, 1971.
  • Mudimbe I. V. The Invention of Africa. Bloomington, 1988.
  • New traditions from Nigeria: seven artists of the Nsukka group. Washington, 1997.
  • Oguibe O. «Double dutch» and the culture game. 2001. URL: https://ru.scribd.com/document/252470041/Oguibe-Double-Dutch-and-the-Culture-Game  (дата обращения: 31.10.2019).
  • Oguibe O. Tragedy and the Artist: Remembering Biafra. 1997. URL: http://www.camwood.org/biafra.htm (дата обращения: ).
  • Ogundipe-Leslie M. Re-Creating Ourselves: African Women & Critical Transformations. New York, 1994.
  • Okara G. African speech… English words // Transition. 1963. Vol. 3 (10). P. 15–16.
  • Okri B. A Way of Being Free. London, 1997.
  • Omotoso K. Just Before Dawn. Nigeria, 1988.
  • Saro-Wiwa K. Trying Times. 1993 // Before I Am Hanged: Ken Saro-Wiwa, Literature, Politics, and Dissent Paperback. Trenton, 1999.
  • Soyinka W. Art, dialogue & outrage: essays on literature and culture. Oxford, 1988.
  • Soyinka W. Myth, literature, and the African world. Cambridge, 1976.
  • Soyinka W. The Open Sore of a Continent: A Personal Narrative of the Nigerian Crisis. Oxford, 1997.
  • Soyinka W. Why I Am a Secular Humanist // Free Inquiry. 1997. Vol. 17 (4). URL: https://secularhumanism.org/1997/09/why-i-am-a-secular-humanist/ (дата обращения: 31/10/2019).