Каксин А. Д. Человек и его дело: особенности «рыболовного дискурса» в хантыйском языке

Андрей Данилович Каксин
Институт гума
нитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Абакан, Россия

E-mail: adkaksin@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается один из самых распространенных в языках северных народов типов дискурса — рассказ о людях, занятых добычей рыбы. Указывается на его типичность (частотность), обусловленную особенностями материальной культуры, способами традиционного природопользования. Основой подхода является принцип антропоцентризма, т.е. семантического описания единиц языка, используемых для называния, характеристики и оценки человека. Лексические единицы рассматриваются и как часть словаря, и в составе предложения и текста: языковая реконструкция образа человека предполагает выявление многомерных структур, предполагающих включение элементов, имеющих коммуникативную, прагматическую, когнитивную значимость для выражения искомого концепта. В основу анализа положен рассказ основоположника хантыйской литературы Г. Д. Лазарева «Сорненг тов» («Золотой конь»). В этом коротком рассказе автору удалось ярко подать образ рыбака. Человека ответственного, преданного своему делу, придерживающегося традиций, но склонного и к новациям (в частности, к использованию лодочного мотора — «золотого коня»). Для достижения цели рассматриваются фрагменты текста, содержащие характеристику человека, занятого ежедневной добычей рыбы. Анализируются структурно-семантические особенности текста, способствующие вербализации искомого концепта. В результате анализа устанавливаются особенности дискурса о добыче рыбы в хантыйском языке: изображение разных сторон процесса (его восприятие разными людьми), внимание к деталям, определение главных качеств настоящего рыбака (ответственное отношение к своему делу, полное погружение в него, иногда даже азарт, передача навыков подрастающему поколению).

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ханты, традиционная деятельность, хантыйский язык, концепт «человек — рыбак», словарь, дискурс, художественное произведение

 

УДК 81-114.2
DOI 10.31250/2618-8619-2020-1(7)-51-59 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37–67.
  • Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990. С. 136–137.
  • Бурыкин А. А. Языки коренных народов Севера: 40 лет вызовов и ответов. Проблемы сохранения языков малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: современный взгляд // Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации проектов и перспективы развития: мат-лы межрег. науч.-практ. конф. (29 марта 2019 г., Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск, 2019. С. 30–53.
  • Вахтин Н. Б. Заметки об одной особенности акта коммуникации // Антропологический форум. 2005. № 3. С. 148–166.
  • Вахтин Н. Б. «Проект Богораза»: борьба за огонь // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 125–141.
  • Гемуев И. Н. Цивилизация и культура // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: тез. междунар. науч. конф. Новосибирск, 1995. Т. II: Археология. Этнография. С. 101–102.
  • Головнёв А. В. Сон принца Ичи // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: тез. междунар. науч. конф. Новосибирск, 1995. Т. II: Археология. Этнография. С. 102–104.
  • Енов В. Е. Рыболовная лексика шурышкарского диалекта хантыйского языка, заимствованная русским языком // В мире научных открытий. Научно-практический журнал. 2014. № 3–2. С. 1187–1195.
  • Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров: структура и вариативность. Новосибирск, 1997.
  • Кононова С. П. Русско-хантыйский тематический словарь (казымский диалект). СПб., 2002.
  • Кузнецова А. И. Селькупы Туруханского района Красноярского края на рубеже II и III тысячелетий (социолингвистическая ситуация и языковые изменения). Воронеж, 2007.
  • Кулемзин В. М. К вопросу об устойчивости и изменчивости культур // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: тез. междунар. науч. конф. Новосибирск, 1995. Т. II: Археология. Этнография. С. 149–151.
  • Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.
  • Лазарев Г. Д. Сорненг тов. Рассказ на языке ханты. Ханты-Мансийск, 1999.
  • Лаптандер Р. И. Терминология снега и льда в ненецком языке // Вопросы уралистики 2014. Научный альманах. СПб., 2014. С. 423–428.
  • Лукина Н. В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии. Томск, 2005. Т. 2: Средняя Обь. Вах. Кн. 1.
  • Молданова Т. А. Пища как элемент этнической идентичности и межкультурного взаимодействия //Вестник угроведения. 2017. № 4 (31). С. 131–143.
  • Мызников С. А. О происхождении некоторых рыболовецких терминов // Громовские чтения: сборник мат-лов и исслед. междунар. науч. конф. М., 2016. С. 213–219.
  • Набок И. Л. О художественно-эстетической недостаточности современного образования // Артосфера: перспективы развития и инновации: мат-лы юбилейной междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования». СПб., 2017. С. 11–22.
  • Основы финно-угорского языкознания. Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков. М., 1974.
  • Полякова Н. В. Объективация реки в языковой картине мира селькупского этноса // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2014. № 2 (4). С. 29–33.
  • Попова С. А. Народный календарь и празднично-обрядовая культура манси: проблемы реконструкции // Вестник угроведения. 2013. № 1 (12). С. 132–142.
  • Сенгепов А. М. Касум ики путрат. Рассказы старого ханты. СПб., 1994.
  • Сподина В. И. Облик человека в зеркале хантыйского и ненецкого языков // Этнографическое обозрение. 2007. № 6. С. 171–178.
  • Урманчиева А. Ю. Сходство нарративных стратегий нганасанского языка и среднетазовского говора селькупского (о возможной корреляции лингвистических и этнографических данных) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 1 (19). С. 59–68.
  • Черемисина М. И. Итоги исследования простого предложения в языках Сибири // Языки коренных народов Сибири. 1998. Вып. 4. С. 3–30.
  • Черемисина М. И. Состояние языка как показатель состояния духовной культуры народности // Предложение как единица языка и речи: мат-лы всерос. науч. симпоз. с междунар. участием. Новосибирск, 2019. С. 4–11.
  • Черемисина М. И. Языки коренных народов Сибири. Новосибирск, 1992.
  • Чернецов В. Н. Представление о душе у обских угров // Исследования по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959. С. 114–156. (Труды Института этнографии. Т. 51).
  • Csepregi M. Evidentiality in Dialects of Khanty // Linguistica Uralica. 2014. № 3. P. 199–211.
  • Söder T. “Walk This Way”: Verbs of Motion in Three Finno-Ugric Languages. Uppsala, 2001. (Acta Universitatis Upsaliensis. Studia Uralica Upsaliensia 33).
  • Steinitz W. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Berlin, 1966–1991.