Андреева Ю. О. Соседство с «другим»: контакты, сети и границы (на примере молокан Армении)

АНДРЕЕВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА — к.и.н., м.н.с. отдела этнографии Кавказа, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт- Петербург)
E-mail: julia.o.andreeva@gmail.com

 

Скачать  |  К содержанию #4. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается тематика межэтнического соседства в Армении. Молокане, или «духовные христиане», — религиозная группа, возникшая во второй половине XVIII в. в Тамбовской губернии. В первой половине XIX в. по указу Николая I из центральных губерний России они были высланы в Закавказье и сегодня представляют собой этноконфессиональное меньшинство. Долгое время молокане проживали изолированно в селах, что позволило им сохранить свои религиозные и этнические обычаи, язык и эндогамные браки. В XX в. многие из них были вынуждены переехать в Ереван и жить уже не компактно в кругу «своих», а внутри «чужого» народа. Молоканское сообщество не является анклавом, но молокане обозначают границы между собой и «другими», ищут работу через сети своих и поддерживают отношения с единоверцами за рубежом. Несмотря на популярные нарративы о строгих нравах молокан, их изоляции и двух параллельно существующих мирах, они довольно тесно вплетены в постсоветское, в том числе армянское, общество. Статья опирается на полевые материалы автора 2018–2019 гг., собранные в ходе трех поездок в Армению.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молокане, соседство, сектантство, этноконфессиональное меньшинство, Армения, Закавказье

 

УДК 174+39:130.123(479.25)
DOI 10.31250/2618-8619-2020-4(10)-157-167

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2018 — Полевые материалы автора. Экспедиция в Армению (Ереван, с. Фиолетово, с. Лермонтово), май, сентябрь 2018 г.
  • ПМА 2019 — Полевые материалы автора. Экспедиция в Армению (Ереван), октябрь 2019. 
  • Алексеевский М. «Еврейский характер» в этнокультурных стереотипах жителей Латгалии // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Материалы экспедиций 2011–2012 гг. / отв. ред. С. Амосова. М., 2013. С. 19–35.
  • Андреева Ю. О. Роли антрополога в полевой работе с религиозным сообществом в Армении (этнографические заметки) // Кавказ: перекресток культур. Вып. 2. СПб., 2018. С. 210–231.
  • Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий: сб. статей. М., 2006. С. 9–48.
  • Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012.
  • Вишневский А. Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 115–130.
  • Долженко И. В. Хозяйственный и общественный быт русских крестьян Восточной Армении (конец XIX — начало XX в.). Ереван, 1985.
  • Долженко И. В. Религиозный и культурно-бытовой уклад русских крестьян-сектантов Восточной Армении (XIX — начало XX в.) // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992. С. 7–25.
  • Духоборцы и молокане в Закавказье / отв. ред. В. И. Козлов, А. П. Павленко. М., 1992. 
  • Золян C. Русский язык в Армении // Русский язык зарубежья. СПб., 2013. С. 61–84.
  • Исмаил-Заде Д. И. Русское крестьянство в Закавказье (30-е годы XIX — начало XX в.). М., 1982.
  • Никитина С. Е. Сотворение мира и концепт исхода/похода в культуре молокан-прыгунов // От бытия к исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. М., 1998. С. 220–230.
  • Никитина С. Е. Конфессиональные культуры в их территориальных вариантах (проблемы синхронного описания). М., 2013.
  • Никитина С. Е. Сотериология конфессиональных групп в призме этноконфессиональной лингвистики // Язык, сознание, коммуникация. Сборник научных статей, посвященных памяти В. Н. Телия. Вып. 53. М., 2016. С. 266–284.
  • Результаты переписи населения 2011 г. Республики Армения (показатели Республики Армения). URL: https://www.armstat.am/file/doc/99484908.pdf (дата обращения: 27.10.2020).
  • Русский депутат армянского парламента: для меня и русский, и армянский языки родные // Ноев ковчег. 2019, № 4 (315). URL: https://noev-kovcheg.ru/mag/2019–04/6519.html (дата обращения: 21.11.20).
  • Савельева Н. М. Духовная музыкальная культура молокан. Исследование, нотные примеры. М., 2015.
  • Breyfogle N. B. Heretics and Colonizers: Forging Russia's Empire in the South Caucasus. Ithaca, 2005.
  • Brubaker R. The “Diaspora” Diaspora // Ethnic and Racial Studies. 2005. № 28 (1). P. 1–19.
  • Cohen R. Global Diasporas. An Introduction. London; New York, 2008.
  • Daswani G. The Anthropology of Transnationalism and Diaspora // A Companion to Diaspora and Transnationalism / ed. by A. Quayson, G. Daswani. Oxford, 2013. P. 29–53.
  • Melkumyan H. “Elites” Between Nationalism and Tradition: The Modernization Processes in the Yezidi Community of Armenia // Elites and “Elites”: Transformations of Social Structures in Post-Soviet Armenia and Georgia / ed. by Y. Antonyan. Yerevan, 2016. P. 175–195.
  • Medda-Windischer R. Old and New Minorities: Diversity Governance and Social Cohesion from the Perspective of Minority Rights// Acta Univ. Sapientiae, European and regional Studies. 2017. № 11. P. 25–42.
  • Michna E., Warmińska K. Introduction // Identity Strategies
of Stateless Ethnic Minority Groups in Contemporary Poland / ed. by E. Michna, K. Warmińska. Cham, 2020. P. v–xviii.
  • Muradyan H. Elitist Sub-Groups among the Non-Elite: Domestic Staff in Elitist Families // Elites and “Elites”: Transformations of Social Structures in Post-Soviet Armenia and Georgia / ed. by Y. Antonyan. Yerevan, 2016. P. 70–88.
  • Toussaint-ComeauM. Ethnic Social Networks and Self-Employment of Immigrant Men in the US
// Eastern Economic Journal. 2012. Vol. 38, № 1. P. 74–98.
  • Quayson A. and Daswani G. Introduction — Diaspora and Transnationalism: Scapes, Scales, and Scopes // A Companion to Diaspora and Transnationalism / ed. by A. Quayson, G. Daswani. Oxford, 2013. P. 1–26.