Головнёв А. В. Старая новая Кунсткамера: пути к реконструкции и реновации

ГОЛОВНЁВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — чл.-кор. РАН, директор, д.и.н., Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт- Петербург) 
E-mail: andrei_golovnev@bk.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2020

 

АННОТАЦИЯ. В статье пересекаются три мотива: универсалии музея с древнейших времен до современности, создание Альянса ранних универсальных музеев и реэкспозиция старейшего в России музея — Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). Соответственно называются разделы статьи: «Универсальность музеальности», «Опыт Кунсткамеры» и «План реэскпозиции». Музейность как феномен обнаруживается в самых истоках человеческой культуры и в разных этнических традициях. Идея универсального музея как theatrum mundi была воспроизведена в Петербургской Кунсткамере, ставшей колыбелью науки и матерью музеев России. Она повторила основные идеи античного мусейона и ренессансного музеума, будучи объединена в комплекс: музей, библиотека, университет, академия. Сегодня актуальны как реконструкция основных черт универсального музея, выраженная в плане реэкспозиции Кунсткамеры к юбилею Петра Великого 2022 г., так и возрождение его ценностей, реализовавшееся в недавнем соглашении о создании Альянса ранних универсальных музеев между петербургской Кунсткамерой (МАЭ РАН), Wunderkammer, Franckesche Stiftungen (Галле, Германия) и Teylers Museum (Харлем, Нидерланды). Альянс нацелен на обращение к идеям музея как theatrum mundi — «театр мира» с его универсальностью, энциклопедичностью и просвещением. Концепт универсального музея заложен и в трех разделах реэкспозиции Кунсткамеры: «Происхождение человека», «Кругосветное путешествие» и «Рождение науки» («Петровская Кунсткамера, или Башня знаний»).

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кунсткамера, универсальный музей, музеальность, реэкспозиция, theatrum mundi, Альянс ранних универсальных музеев

 

УДК 061.1+069
DOI 10.31250/2618-8619-2020-4(10)-20-31

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ananiev V. G. Istorija zarubezhnoj muzeologii: Idei, ljudi, instituty [History of Foreign Museology: Ideas, People, Institutions]. Moscow, 2018 [In Russian].
  • Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.; N. Y., 1983
  • Conte F. Ot jetnograficheskih muzeev k muzejam obshhestva. Razmyshlenija po povodu francuzskogo opyta [From Ethnographic Museums to Museums of Society. Reflections on the French experience] // Antropologicheskij forum [Forum for Anthropology and Culture]. 2007 No. 6 P. 41–47. [In Russian].
  • Golovnev A. V. Etnografija v rossijskoj akademicheskoj tradicii [Ethnography in the Russian Academic Tradition] // Etnografia. 2018 No. 1 P. 6–39. [In Russian].
  • Golovnev A. V. Muzejnoe myshlenie: soblazn otkrytija i instinkt hranenija [Museum Thinking: the Temptation of Discovery and the Instinct of Storage] // Kunstkamera. 2019 No. 3 (5). P. 9–18. [In Russian].
  • Golovnev A. V., Kisser T. S. Etnoportret Imperii v trudah P. S. Pallasa i I. G. Georgi [Ethnic Portrait of the Empire in the Works of P. S. Pallas and I. G. Georgi] // Ural Historical Journal. 2015 No. 3 (48). P. 59–69. [In Russian].
  • Engelsman S. Muzejnye kollekcii, zadachi, dejstvija [Museum Collections, Tasks, Actions] // Forum for Anthropology and Culture [Forum for Anthropology and Culture]. 2007 No. 6 P. 118–124. [In Russian].
  • Kudryavtsev O. F. Florentijskaja platonovskaja akademija: ocherk istorii duhovnoj zhizni Renessansnoj Italii [Florentine Platonic Academy: Essay on the history of the spiritual life of Renaissance Italy]. 2nd ed. Moscow, 2018 [In Russian].
  • Navarro O. History and Memory in a Modern Museum: Some Remarks from the Point of View of Critical Museology // Questions of Museology. 2010 No. 2 P. 3–11.
  • Plutarch. Sravnitel'nye zhizneopisanija [Comparative Biographies]. Vol. 1 Moscow, 1994 [In Russian].
  • Porshnev V. P. Musej v kul'turnom nasledii antichnosti [Musei in Cultural Heritage of Antiquity]. Moscow, 2012 [In Russian].
  • Robinson B. A. Mount Helikon and the Valley of the Muses: the Production of a Sacred Place // Journal of Roman Archaeology. 2012 Vol. 25, No 1 P. 227–258.
  • Shastel A. Iskusstvo i gumanizm vo Florentsii vremen Lorentso Velikolepnogo [Art and Humanism in Florence in the Time of Lorenzo the Magnificent]. Moscow, St. Petersburg, 2001 [In Russian].
  • Shaw W. M. K. Possessors and Possessed. Museums, Archaeology, and the Visualization of History in the Late Ottoman Empire. Berkeley, 2003
  • Shnirelman V. A. Muzej i konstruirovanie social'noj pamjati: kul'turologicheskij podhod [Museum and Construction of Social Memory: a Cultural Approach] // Ethnographiсheskoe Obozrenie. No. 4 2010 P. 8–26. [In Russian].
  • Stanyukovich T. V. Kunstkamera Peterburgskoj akademii nauk [Kunstkamera of the St. Petersburg Academy of Sciences]. Moscow–Leningrad, 1953 [In Russian].
  • Stránský Z. Z. Archeologie a muzeologie. Brno, 2005 Willett F. Museums: Two Case Studies of Reaction to Colonialism // The Politics of the Past. Eds. P. Gathercole, D. Lowenthal. L., 1990 P. 172–188.
  • Vermeulen H. F. Before Boas: the Genesis of Ethnography and Ethnology in the German Enlightenment. Lincoln & London, 2015