Ховард Дж. Ч. Отношения между скульптурой и антропологией: прочтение агентности Франца Боаса и Льва Штернберга

ХОВАРД ДЖЕРЕМИ Ч. — доцент, Школа истории искусств, Университет Сент- Эндрюс, Шотландия (Сент-Эндрюс, Великобритания)
E-mail: jch2@st-andrews.ac.uk

 

Скачать  |  К содержанию #4. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Рассматривается точка зрения, в соответствии с которой скульптура считается «самым антропологическим видом искусства». Представив различные взгляды британских исследователей (Барлоу, Гелл, Адес и Банн) на антропологический аспект скульптуры, автор (не без доли иронии) применяет эту концепцию к скульптурам, которые были изготовлены специально для антропологических и этнографических музеев, обращаясь, в частности, к образцам, созданным по инициативе Франца Боаса и Льва Штернберга для Национального Музея Америки в 1890-х и для Кунсткамеры в 1910-х годах соответственно. В этой связи рассматриваются манекены и копии квакиутлей и андские ритуальные фигуры (реалистические и резные) доиспанского периода. Устанавливаются также связи с музейными приобретениями, сделанными в соответствующий период, например с резными деревянными предметами нивхов и кадивеу, которые были проанализированы в свое время В. Матвеем и А. В. Фричем. Особое внимание уделяется заказу Штернберга Карлу Штëпелю на изготовление бетонных копий мегалитов из долины Св. Августина, Южная Колумбия. Делается предположение, что их последующая установка во дворе Кунсткамеры сопровождалась изменением их смысла, идентичности и агентности. Затем автор переходит к анализ понятия «скульптурный антрополог», снова используя Боаса и Штернберга в качестве примеров. Наконец, посредством сочетания этих двух отдельных и четко различимых аспектов скульптуры, автор выдвигает доводы в пользу наличия у пластического искусства антропологической сущности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: скульптура, антропология, Боас, Штернберг, Кунсткамера

 

УДК 069:39
DOI 10.31250/2618-8619-2020-4(10)-140-156

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ades D. Henry Moore and World Sculpture. Henry Moore // Sculptural Process and Public Identity. London, Tate Research Publication, 2015. URL: https://www.tate.org.uk/art/research-publications/henry-moore/dawn-ades-henry-moore-and-world-sculpture-r1151458 (accessed 23.11.2020).
  • Bone J. [J.B.]. The London Group looks back // The Manchester Guardian. 2 May 1928. P. 12.
  • Botera Clara Isabel. Construction of the pre-Hispanic past of Colombia: Collections, Museums and Early Archaeology 1823–1941 // Oxford: DPhil. Thesis, 2001.
  • Bunn S. The Importance of Materials // Journal of Museum Ethnography. 1999 (11) P. 15–28.
  • Consummatum Est // The Times. 22 October 1937. P. 14.
  • Epstein J. Let there be sculpture. London, 1940.
  • Frič A. V. Onoenrgodi-Gott und Idole der Kad’uevo in Matto Grosso // International Congress of Americanists: Proceedings of the XVIII. Session, London, 1912. London, 1913. P. 397–407.
  • Gell A. Art and Agency: An Anthropological Theory. Oxford, 1998. 
  • Glass A. Frozen Poses: Hamat’sa Dioramas, Recursive Representation, and the Making of a Kwakwaka’wakw Icon // Christopher Morton, Christopher, Edwards Elizabeth (eds.). Photography, Anthropology and History: Expanding the Frame. London and New York, 2009. P. 89–117.
  • Hinsley C. M., Holm B. A Cannibal in the National Museum: The Early Career of Franz Boas in America // American Anthropologist. 1976. Vol. 78 (2). P. 306–316.
  • Howard J., Bužinska I., Strother Z. S. Vladimir Markov and Russian Primitivism: A Charter for the Avant-Garde. Farnham, 2015.
  • Kan S. Lev Sternberg. Anthropologist, Russian Socialist, Jewish Activist. Lincoln and London, 2009.
  • Křížová M. “The History of Human Stupidity”: Vojtěch Frič and his Program of a Comparative Study of Religions // Thenologia Actualis. 2018. Vol. 18 (1). P. 42–67.
  • N. An Epstein Riddle // The Manchester Guardian. 22 October 1937. P. 12.
  • New Epsteins: Portraits in Bronze Now on Exhibition in London // The Illustrated London News, 23 October 1937. P. 723.
  • Our Correspondent. New Work by Epstein // The Yorkshire Post. 23 October 1937. P. 10.
  • Our Own Correspondent. New work by Jacob Epstein // The Nottingham Journal. 22 October 1937. P. 9.
  • Sternberg L. The Social Organization of the Gilyak. Seattle, 1999.
  • Sternberg L. The Turano-Ganowanian System and the Nations of North-East Asia // International Congress of Americanists: Proceedings of the XVIII. Session, London, 1912. London, 1913. P. 319–333.
  • Stoepel K. Th. Archaelogical Discoveries in Ecuador and Southern Colombia during 1911; and the Ancient Stone Monuments of San Agustin // International Congress of Americanists: Proceedings of the XVIII. Session, London, 1912. London, 1913. P. 251–258.
  • Warkentin J. Creating Memory: A Guide to Outdoor Public Sculpture in Toronto. Toronto, 2010.
  • Аборигены Америки: предметы и представления. СПб., 2005. (Сборник МАЭ. Т. V).
  • Дмитренко Л. М., Кондакова О. В. Материалы рукописного архива музея им. Напрстека (Прага, Чехия) как источник изучения и атрибуции коллекций Альберта Войтеха Фрича в собрании МАЭ // Кунсткамера. 2019. № 3 (5). С. 85–96.
  • Кинжалов Р. И. Статуи сан-Аугустина (из американских коллекций МАЭ) // Музей, традиции, этничность ХХ–ХХІ вв. СПб.; Кишинев, 2002. C. 146–147.
  • Корсун C. A. Л. Я. Штернберг как американист // Лев Штернберг — гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения / под ред. E. A. Резвана. СПб., 2012. С. 65-82.
  • Матвеева П. А. «Все человечество едино»: В. В. Радлов и МАЭ. СПб., 2014.
  • Штернберг Л. Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933.