Дроздов С. Т. «Против Церкви воздвигнут вал»: актуализация нарратива о гонениях в среде общин Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов

Степан Тимофеевич Дроздов - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН / Европейский Университет в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, Российская Федерация 
ORCID: 0000-0002-9505-9122
E-mail: sdrozdov@eu.spb.ru 

  

 Скачать  |  К содержанию #1. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена восприятию «отделенными» баптистами вмешательства государства в жизнь религиозных общин и связанному с этим процессу актуализации в среде последователей нарратива о гонениях на Церковь. В связи с принятием в июле 2016 г. в России законодательных актов, получивших в СМИ название «пакет Озерова-Яровой» в честь своих авторов и затрагивающих вопросы деятельности религиозных организаций, в среде общин Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ) происходит реанимация заложенного при образовании движения принципиального отказа от регистрации общин, в котором на уровне теологии конструируется модель отношения к государству. На материалах интервью с членами общины инициативников, а также зачитываемых на молитвенных собраниях сообщений от отдела заступничества МСЦ ЕХБ рассматриваются логика и причины актуализации нарратива о гонениях и репрессивном характере государственной политики, направленной, в представлении моих информантов, на препятствие соблюдению заповедей.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: евангельские христиане-баптисты, МСЦ ЕХБ, государство и церковь, религиозная политика

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-1(11)-156-172
УДК 316.74

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • ПМА 2019 — Полевые материалы автора, собранные во время полевой работы (09.06.2019–16.02.2020) в общине МСЦ ЕХБ.
  • Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218 (дата обращения: 08.02.2021).
  • Белякова Н. А., Миронова Е. И. Женское религиозное лидерство в условиях хрущевской антирелигиозной кампании // Quaestio Rossica. 2020. Т. 8, № 3. С. 792–806.
  • Белякова Н. А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940–1980-е гг. Исследование и источники. М.: Индрик, 2015. 
  • Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже XX и XXI веков: дис. ... канд. филос. наук. Санкт-Петербургский госуниверситет, 2011. 
  • Бокова О. А. Протестантские объединения Ленинградской области: некоторые итоги исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. C. 230–239.
  • Бондаренко Н. А. Формирование системы религиозного диссидентства в рамках «Отделенного» братства ЕХБ во второй половине 1960-х гг.: украинские реалии // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 381–405.
  • Главацкая Е. М., Попова Н. Ю. «Никто сильно не давил, а люди слушали весть о Царстве»: «Свидетели Иеговы» Свердловской области в историко-антропологическом освещении // Quaestio Rossica. 2018. № 2. С. 468–487.
  • Глушаев А. Л. «Трубите тревогу»: мир, власть, война в зеркале журнала «Вестник истины» МСЦ ЕХБ (2011–2018 гг.) // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2019. № 1. С. 101–109.
  • Гордеева И. А. Религиозное подполье как среда формирования гражданского общества // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. № 1 (62). С. 76–85.
  • Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М.: ИЦ-Гарант, 1995.
  • История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869–1935) и путь евангельских христиан и баптистов / пер. с нем. П. И. Скворцова. Онкен: Вуперталь и Кассель, 1978. 
  • Клюева В. Эмиграция по религиозным мотивам: советские пятидесятники в поисках «лучшей доли» // Quaestio Rossica. Т. 6. 2018. № 2. С. 438–453. 
  • Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. 
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1997. 
  • Мицкевич А. И. История евангельских христиан-баптистов. 2-е изд. М.: Отдел богословия и катехизации РС ЕХБ, 2007. 
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
  • Никольская Т. К. Протестантский самиздат 1960–1980-х гг. в СССР // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 64–69.
  • Об освящении. Вероучение. Устав МСЦ ЕХБ. Б. м.: Христианин, 2006.
  • Открытое письмо Киевской общины евангельских христиан-баптистов // Сайт НИПЦ «Мемориал»: Хроника текущих событий. 1968. Вып. 5. URL: http://www.memo.ru/history/diss/chr/index.htm (дата обращения: 26.02.2021).
  • Подгорный В. И. «Оргкомитет» евангельских христиан-баптистов в условиях антирелигиозной кампании 1958–1965 гг. (историко-правовое исследование по материалам Центрально-черноземного региона) // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 5. С. 411–413.
  • Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. Одесса: Богомыслие, 1995. 
  • Санников С. В. История баптизма. Одесса: Одесская богословская семинария, 1996. 
  • Coleman H. J. Russian Baptists and spiritual revolution, 1905–1929. Bloomington: Indiana University Press, 2005.
  • Zigon J. Making the New Post-Soviet Person: Moral Experience in Contemporary Moscow. Leiden: Brill, 2010.