Верховцев Д. В., Петряшин С. С. Теории этноса vs марксизм: история миметического сопротивления

Дмитрий Владимирович ВерховцевСанкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Российская Федерация 
ORCID: 0000-0001-9232-2952
E-mail: dverhovtcev@gmail.com 

Станислав Сергеевич ПетряшинРоссийский этнографический музей Санкт-Петербург, Российская Федерация 
ORCID: 0000-0003-4410-7224 
E-mail: s-petryashin@yandex.ru 

  

 Скачать  |  К содержанию #1. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Теории Ю. В. Бромлея и Л. Н. Гумилева были призваны сформулировать относительно свободный от политических дискуссий академический дискурс и оградить изучение народов-этносов от догмы исторического материализма, за что и критиковались в советское время. Но в постсоветский период их уже чаще критиковали за отражение и воспроизводство примордиалистской советской национальной политики. Для разрешения этого парадокса мы обращаемся к концепции миметического сопротивления. В своих концептуализациях этнических явлений как принципиально отличных от социально-экономических Бромлей и Гумилев отталкивались (осознанно или неосознанно) от исторического материализма как доминирующей парадигмы и моделировали этнос по аналогии с общественно-экономическими формациями и классами. Воспроизводство-в-сопротивлении советской идеологии в теориях этноса будет рассмотрено на примере общего для Бромлея и Гумилева сюжета «агентов этногенеза» — группы людей, активно участвующих в формировании этноса и ведущих за собой других людей.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория этноса, исторический материализм, марксизм, миметическое сопротивление, агенты этногенеза, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, советская этнография

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-1(11)-88-104
УДК 39

  

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Академик Ю. В. Бромлей и отечественная этнология. 1960–1990-е годы / отв. ред. С. Я. Козлов. М.: Наука, 2003. 
  • Афанасьев Ю. Н. Прошлое и мы // Коммунист. 1985. № 14. С. 105–116.
  • Баба Х. Мимикрия и человек: двойственность колониального дискурса [1984] // Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (161). С. 29–37.
  • Беляков С. С. Гумилев сын Гумилева. М.: АСТ, 2013.
  • Бранденбергер Д. Л. Сталинский руссоцентризм. Советская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956) / пер. с англ. Н. Г. Алёшина, Л. Ю. Пантина, Л. Н. Высоцкий. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
  • Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 
  • Бромлей Ю. В. По поводу одного «автонекролога» // Знамя. 1988. № 12. С. 229–232.
  • Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
  • Головнёв А. В. Этнография в российской академической традиции // Этнография. 2018. № 1. С.6–39.
  • Гумилев Л. Н. В какое время мы живем? (диалог с Д. М. Балашовым) // Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: Прогресс-Пангея; Экопрос, 1993. С. 133–160.
  • Гумилев Л. Н. Законы времен // Литературное обозрение. 1990. № 3. C. 3–9.
  • Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-Пресс, 2008. 
  • Гумилев Л. Н. О термине «этнос» // Доклады Географического общества СССР. Вып. 3. Л., 1967. С. 3–17.
  • Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 
  • Гумилев Л. Н. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1. С. 46–55; № 2. С. 43–50.
  • Гумилев Л. Н. Этнос и ландшафт. Историческая география как народоведение // Известия Всесоюзного географического общества. 1968. № 3. С. 193–202.
  • Интервью с Игалом Халфиным и Йоханом Хелльбеком // Ab Imperio. 2002. № 3. С. 217–261.
  • К итогам дискуссии по некоторым проблемам теории нации // Вопросы истории. 1970. № 8. С. 94–95.
  • Козьмин В. А., Верняев И. И., Новожилов А. Г. Р. Ф. Итс — ученый, учитель, коллега // Историческая этнография. Вып. 3. Малые этнические и этнографические группы. СПб.: Новая альтернативная полиграфия, 2008. С. 8–28.
  • Кушнер П. И. Этнические территории и этнические границы. М.: АН СССР, 1951.
  • Лавров С. Б. Лев Гумилев: судьба и идеи. М.: Айрис-пресс, 2003. 
  • Ленин В. И. Что делать? // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 6. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963. С. 1–192. 
  • Маркс К. Нищета философии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 4. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. С. 65–185.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2 изд. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 419–459.
  • Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923–1939. М.: РОССПЭН, 2011. 
  • Обсуждение статьи Ю. В. Бромлея «Этнос и эндогамия» // Советская этнография. 1970. № 3. С. 86–103. 
  • От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.) / под ред. Д. В. Арзютова, С. С. Алымова, Д. Дж. Андерсона. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
  • Петренко С. П. К вопросу о терминах «этнос» и «этническая общность» // Известия Таганрогского института А. П. Чехова. 2006. № 2. С. 170–174.
  • Письма П. Н. Савицкого Л. Н Гумилева // Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993. С. 201–236.
  • После Сталина: позднесоветская субъективность (1953–1985) / под ред. А. Пинского. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2018.
  • Скальник П. Советская «теория» этноса и ее южноафриканская параллель // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 72–85.
  • Слезкин Ю. Советская этнография в нокдауне: 1928–1938 // Этнографическое обозрение. 1993. № 2. С. 113–125.
  • Соколовский С. В. Бремя традиции: прошлое в настоящем российской антропологии // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 205–221.
  • Соколовский С. В. Культурная медиация, традиции и инновации: о поэтике заимствования в истории советской этнографии // Антропология академической жизни: традиции и инновации. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 18–46.
  • Сталин И. В. Национальный вопрос и ленинизм: ответ товарищам Мешкову, Ковальчуку и другим // Сталин И. В. Сочинения. Т. 11. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1949. С. 333–355.
  • Сталин И. В. Марксизм и вопросы языкознания. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1953. 
  • Струве В. В. Советская этнография и ее перспективы // Советская этнография. 1939. № 2. С. 3–10. 
  • Тишков В. А. О Ю. В. Бромлее // Академик Ю. В. Бромлей и отечественная этнология. 1960–1990-е годы / отв. ред. С. Я. Козлов. М.: Наука, 2003а. С. 3–9.
  • Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003б.
  • Тишков В. А. От этноса к этничности и после // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 5–22.
  • Трубецкой Н. С. Наследие Чингизхана. М.: Аграф, 1999.
  • Филиппов В. Р. Советская теория этноса. Историографические очерки. М.: Институт Африки РАН, 2010.
  • Чешко С. В. О творческом наследии Ю. В. Бромлея // Вестник антропологии. 2016. № 2. С. 6–24.
  • Шнирельман В. А. Введение (специальная тема номера: уроки Гумилева: блеск и нищета теории этногенеза) // Этнографическое обозрение. 2006а. № 3.С. 3–7.
  • Шнирельман В. А. Лев Гумилев: от «пассионарного напряжения» до «несовместимости культур» // Этнографическое обозрение. 2006б. № 3. С. 8–21.
  • Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: идеология и практика нового расизма: в 2 т. М.: Новое литературное обозрение, 2011
  • Шнирельман В. А., Панарин С. А. Лев Николаевич Гумилев: основатель этнологии? // Вестник Евразии. 2000. № 3. С. 5–37. 
  • Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961а. С. 5–338.
  • Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 21. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961б. С. 269–317.
  • Этнография / под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высшая школа, 1982. 
  • Янов A. Л. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль. 1992. № 17. С. 104–116.
  • Banks M. Ethnicity: Anthropological Constructions. London: Routledge, 1996.
  • Bassin M. The Gumilev Mystique: Biopolitics, Eurasianism and the Construction of Community in Modern Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2016. 
  • Bergman J. Valerii Chkalov: Soviet Pilot as New Soviet Man // Journal of Contemporary History. 1998. Vol. 33, no. 1. P. 135–152.
  • Clark K. The Soviet Novel: History as Ritual. Bloomington: Indiana University Press, 1981. 
  • Clark K. Utopian Anthropology as a Context for Stalinist Literature // Stalinism: Essays in Historical Interpretation / ed. by R. C. Tucker. New York: Routledge, 1977. P. 180–198.
  • Dragadze T. The place of “ethnos” theory in Soviet anthropology // Soviet and Western Anthropology / ed. by E. Gellner. New York: Columbia University Press, 1980. P. 161–170.
  • Gellner E. State and Society in Soviet Thought. Oxford: Blackwell, 1988.
  • Halfin I., Hellbeck J. Rethinking the Stalinist Subject: Stephen Kotkin’s ‘Magnetic Mountain’ and the State of Soviet Historical Studies // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1996. Vol. 44, no. 3. P. 456–463.
  • Howell Y. The Liberal Gene: Sociobiology as Emancipatory Discourse in the late Soviet Union // Slavic Review. 2010. Vol. 69, no. 2. P. 356–376.
  • Hroch M. Social Preconditions of National Revival in Europe: A Comparative Analysis of the Social composition of Patriotic Groups among the Smaller European Nations. New York: Cambridge University Press, 1985.
  • Kotkin S. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley: University of California Press, 1995.
  • Life Histories of Etnos Theory in Russia and Beyond / ed. by David G. Anderson, Dmitry V. Arzyutov and Sergei S. Alymov. Cambridge: Open Book Publishers, 2019.
  • Oushakine S. A. The Patriotism of Despair: Nation, War, and Loss in Russia. Ithaca; New York: Cornell University Press, 2009.
  • Oushakine S. A. The Terrifying Mimicry of Samizdat // Public Culture. 2001. Vol. 13, no. 2. P. 191–214.
  • Shanin T. Ethnicity in the Soviet Union Analytical Perceptions and Political Strategies // Comparative Studies in Society and History. 1989. Vol. 31, no. 3. P. 409–424.
  • Skalnik P. Soviet Etnografiia and the National(ities) Question // Cahiers du Monde Russe. 1990. Vol. 31, no. 2–3. P. 183–193.