Зохиос С. Обмирания и околосмертные переживания: схождения и расхождения в свете фольклора и нейронауки

Стаматис Зохиос - École Pratique des Hautes Études; Афинский университет Париж, Франция; Афины, Греция
ORCID: 0000-0002-1478-3793
Е-mail: stamzochios@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Во второй половине XX в. фольклористы и антропологи столкнулись с вопросом классификации обмираний. Сначала нужно было определить, формируют ли они народный жанр, а затем обозначить их место в системе других устных народных литературных жанров (сказки, народные верования-легенды, песни и т. д.). В то же время жанр был связан с повествованием об околосмертном опыте (ОСО), что привлекло внимание современных наук, в частности нейронаук, которые рассматривают их как «глубокие субъективные переживания с трансцендентными или мистическими элементами» (Greyson 2005). В таких переживаниях люди сообщают о чувстве разлуки с телом, а затем рассказывают подробности полученного опыта, например упоминают проход через туннель, видение яркого света, встречу с умершими людьми и т.д. Эти детали называются «характеристиками», или «стадиями», в области нейрофеноменологии, которая классифицирует их для дальнейшего анализа. Более того, все эти характеристики имеют свойство повторяться в разных повествованиях, как и мотивы в устной литературе и в обмирании в частности. Рассматриваются формирование и эволюция различных точек зрения и научных подходов, в рамках которых по-разному исследуют традиционный жанр обмираний, для того чтобы ответить на вопрос, возможен ли их нарратологический анализ на основе результатов нейронаук.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обмирания, околосмертные переживания, нейронауки, нейрофеноменология, нарратология, загробная жизнь, иной мир

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-1(11)-173-191
УДК 398+81′42

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Ваненкова А. Е. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI–XVII вв.: дис. … канд. филол. наук. Литературный институт им. А. М. Горького, 2014. 
  • Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 1. Одесса: тип. «Техник», 1913.
  • Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского университета. 1923. Вып. 5. С. 261–345.
  • Вознесенская Ю. Н. Мои посмертные приключения. М.: Вече, 2019. 240 с. 
  • Белова О. В. Рассказы об обмираниях в Кричевском районе Могилевской области // Живая старина. 2016. № 2. С. 56–57.
  • Бокадоров Н. С. Легенда о хождении богородицы по мукам. Киев: тип. Петра Барского, 1904, С. 39–94.
  • Грицевская И. М., Пигин А. В. К изучению народных легенд об «Обмирании» (Видение девицы Пелагеи) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск: изд-во Кар НЦ РАН, 1993. С. 48–68. 
  • Губанов В. А. (сост.) Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев. Кн. 1. М.: Серда-Пресс, 2000. 
  • Добровольская В. Е. Рассказы об обмираниях // Живая старина. 1999. № 2. С. 23–24.
  • Ковальчук С. В. Рай и ад. Книга третья. Рассказы перенесших клиническую смерть. М.: Литрес, 2018. 240 с. URL: www.litres.ru (дата обращения: 12.02.2021).
  • Криничная Н. А. Легенды о возвращении из загробного мира (по восточнославянским материалам) // Этнографическое обозрение. 2005. № 6. С. 114–129.
  • Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах. 2004. № 2003. С. 342–367. 
  • Лурье М. Л., Тарабукина А. В. Странствия души по тому свету в русских обмираниях // Живая старина. 1994. № 2. С. 22–26.
  • Непридуманные рассказы: случаи чудесной помощи. СПб., 2003.
  • Никитина С. Е. Сны и обмирания у духоборцев // Сны и видения в народной культуре [сост. О. Б. Христофорова]. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. С. 220–226.
  • Паунова Е. В. Обмирания у липован // Сны и видения в народной культуре [сост. О. Б. Христофорова]. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. С. 181–198.
  • Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 
  • Пигин А. В. Видения потустороннего мира в рукописной традиции XVIII–XX вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1997. Т. 50. С. 551–557.
  • Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 
  • Рождественская М. В. (подготовка текста, пер. и ком.). Хождение богородицы по мукам // ПЛДР. XII век. 1980. С. 166–183, 651–652.
  • Сафронов Е. В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. М.: Лабиринт, 2016. 
  • Сахаров В. А. Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси // Христ. чт., 1888. Ч. 1. С. 281–331, ч. 2, С. 63–69, 289–324, 640–663.
  • Соболева А. Б. Жанр видений в древнерусской литературе (на материале Азбучного патерика) // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 4. С. 153–169. 
  • Тодорова-Пиргова И. Представления о «том свете» в биографических нарративах // Живая старина. 1999. № 2. С. 25–27.
  • Толстая С. М. Полесские «обмирания» // Живая старина. 1999. № 2. С. 22–23.
  • Толстой Н. И., Толстая С. И. О жанре «обмирания» (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1979. С. 63–65. 
  • Устюжанин А. Барнаульское чудо: рассказ об истинных событиях, происшедших в городе Барнауле с Клавдией Устюжаниной в 1964 году. М.: Паломник, 2011. 
  • Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Индрик, 1991. 
  • Фомин А. В. Доказательства существования жизни после смерти. М., 2017. 
  • Шеваренкова Ю. М. Нижегородские христианские легенды. Нижний Новгород: КиТиздат, 1998. 
  • Шуталева А. В. Фундаментальная проблема субъективности в нейрофеноменологии Ф. Варелы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 48. С. 84–90.
  • Ben-Amos D. Are There any Motifs in Folklore? // Thematics Reconsidered: Essays in Honor of Horst S. Daemmrich. Ed. Fr. Trommler. Amsterdam: Brill Rodopi, 1995. P. 71–86.
  • Brugger P. Reflective Mirrors: Perspective-Taking in Autoscopic Phenomena // Cognitive Neuropsychiatry. 2002. № 7 (3). P. 179–194.
  • Charland-Verville V., Jourdan J.-P., Thonnard M., Ledoux D., Donneau A.-F., Quertemont E. et al. Near-Death Experiences in Non-Life-Threatening Events and Coma of Different Etiologies // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. № 8. doi: 10.3389/fnhum.2014.00203. 
  • Dawkins R. Μ. A Cretan Apocalypse of the Virgin // Βyzantinische Zeitschrift. 1929–30. № 30. P. 300–304.
  • Dégh L. Folk Narrative // Folklore and Folklife: An Introduction. Ed. Dorson R. M. Chicago: University of Chicago Press, 1972. P. 53–84.
  • Dorson R. Africa and the Folklorist // African Folklore. Ed. Dorson R. New York: Doubleday, 1972. P. 3–67.
  • Facco E., Agrillo C. Near-Death-Like Experiences without Life-Threatening Conditions or Brain Disorders: A Hypothesis from a Case Report // Frontiers in Psychology. 2012. № 3. P. 85–93.
  • French C. C. Near-Death Experiences in Cardiac Arrest Survivors // Progress in Brain Research. 2005. № 150. P. 351–367.
  • Garry J., El-Shamy H. (Ed.). Archetypes and Motifs in Folklore and Literature: A Handbook. New York: Routledge, 2005. 
  • Gidel Ch. Étude sur une Apocalypse de la Vierge Marie. Manuscrits grecs n° 390 et 1631, Bibl. Nat. De Paris // Association pour l'encouragement des études grecques en France. 1871. № 5. P. 92–113.
  • Goldfrank D. “Who Put the Snake on the Icon and the Tollbooths on the Snake? A Problem of Last Judgment Iconography” // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. 19: Камень КраєѪгъльнъ: Rhetoric of the Medieval Slavic World. P. 180–199.
  • Green C. E. Out-of-the-Body Experiences. Oxford: Oxford Univ. Press, 1968. 144 p.
  • Greyson B. ‘False Positive’ Claims of Near-Death Experiences and ‘False Negative’ Denials of Near-Death Experiences // Death Studies. 2005. № 29 (2). P. 145–155.
  • Greyson B. The Near-Death Experience Scale: Construction, Reliability, and Validity // Journal of Nervous & Mental Disease. 1983. № 171 (6). P. 369–375. 
  • Houran J., Lange R. Hallucinations that Comfort: Contextual Mediation of Deathbed Visions // Perceptual and Motor Skills. 1997. № 84. P. 1491–1504.
  • Laureys St., Tononi G. The Neurology of Consciousness: Cognitive Neuroscience and Neuropathology. London: Academic Press, 2008. 
  • Long J. Near-Death Experience. Evidence for their Reality // Missouri Medicine. 2014. № 111 (5). P. 372–380. 
  • Lundahl C. R. Angels in near-death experiences // Journal of Near Death Studies. 1992. № 11 (1). P. 49–56.
  • Martial Ch., Cassol H., Antonopoulos G. et al. Temporality of Features in Near-Death Experience Narratives // Frontiers in Human Neuroscience. 2017. № 11. Р. 311. doi: 10.3389/fnhum.2017.00311.
  • Moody R. A. Jr. Life after Life. Convington, GA: Mockingbird, 1975.
  • Nelson K. R., Mattingly M., Lee S. A., Schmitt F. A. Does the Arousal System Contribute to Near Death Experience? // Neurology. 2006. № 66 (7). P. 1003–1009.
  • Noyes R., Slyman D. The Subjective Response to Life-Threatening Danger // The Near-Death Experience, Problems, Prospects, Perspectives. Eds. Greyson B., Flynn C. Springfield, Illinois: Charles C. Thomas, 1984. P. 1729.
  • Palmieri A., Calvо V., Kleinbub J. R., Meconi F., Marangoni M., Barilaro P. et al. “Reality” of Near-Death-Experience Memories: Evidence from a Psychodynamic and Electrophysiological Integrated Study // Frontiers in Human Neurosciences. 2014. № 8 (429). doi: 10.3389/fnhum.2014.00429.
  • Potts M. The Evidential Value of Near-Death Experiences for Belief in Life After Death // Journal of Near-Death Studies. 2002. № 20 (4). P. 233–258.
  • Ring K. Life at Death: A Scientific Investigation of the Near-Death Experience. New York: Coward Mc Cann, 1980.
  • Sabom M. Recollections of Death: a Medical Investigation. New York: Harper and Row, 1982. 
  • Sydow C. W. von. On the Spread of Tradition // Selected Papers on Folklore. Copenhagen: Rosenkilde and Bagger, 1948. P. 11–43.
  • Hasan-Rokem, G. “Ecotypes: Theory of the Lived and Narrated Experience” // Narrative Culture. 2016. № 3 (1). P. 110–37.
  • Thonnard M., Charland-Verville V., Brédart S., Dehon H., Ledoux D., Laureys S., et al. Characteristics of Near-Death Experiences Memories as Compared to Real and Imagined Events Memories // PLoS ONE. 2013. 8 (3). Р. e57620. doi: 10.1371/journal.pone.0057620.
  • Twemlow St. Clinical Approaches to the Out-of-Body Experience // Journal of Near-Death Studies. 1989. № 8. P. 29–43.
  • Van Lommel P. Consciousness Beyond Life: the Science of Near-Death Experience. New York: Harper Collins, 2007.
  • Wigzell F. Concepts of Time in East Slavonic Popular Visions and Dreams about Visiting Heaven and Hell // New Zealand Slavonic Journal, Festschrift in Honour of Arnold McMillin. 2002. P. 289–301.
  • Wigzell F. The Ethical Values of Narodnoe Pravoslavie: Traditional Near-Death Experiences and Fedotov // Folklorica. 2003. № 8 (1). P. 54–70. 
  • Wigzell F. Reading the Map of Heaven and Hell in Russian Popular Orthodoxy: Examining the Usefulness of the Concepts of Dvoeverie and Binary Oppositions // Forum for Anthropology and Culture. 2005. № 2. P. 346–367.