Чиварзина А. И. Ритуалы проводов на заработки в одной архаической балканославянской зоне

Александра Игоревна Чиварзина –Институт славяноведения РАН
Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-0365-3723
E-mail: mss-vah@yandex.ru

 

Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Трудовая миграция — печалбарсво, гурбетчиство — во многих частях Балканского полуострова и, в частности, среди мияков стала частью традиции. Со временем на ее основе сформировался собственный фольклор. Из поколения в поколение передавались семейные истории, легенды о героях-односельчанах, появлялись песни, посвященные тяжелой доле мигрантов и суровой жизни женщин, оставшихся без помощи мужчины в хозяйстве. В течение многих лет 90 % мужского населения покидало населенные пункты, что не могло не сказаться на хозяйствах сел, наложило отпечаток на менталитет. Вместе с тем новые жизненные условия требовали соблюдения проверенных обычаев и ритуалов, способных обеспечить благополучие, здоровье и счастливое возвращение уезжавшего на заработки. Типологическое сходство со многими ситуациями проводов (прощания с умершим, отбывающим на тот свет, проводами рекрута) позволило составить новый обрядовый комплекс, который, с одной стороны, находится в рамках однотипных обрядов-переходов, а с другой стороны, выделяется характерными особенностями, обусловленными главной целью — обеспечить счастливое возвращение к семье. Предлагается поэтапно рассмотреть проводы мигрантов, уделив пристальное внимание архаическим ритуалам, обрамляющим такое относительно новое явление в культуре, как проводы на заработки.  

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудовая миграция, ритуалы прощания, этнолингвистика, славянские архаические ареалы, балканославянские языки, Македония, мияки

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-186-195
УДК 395(497.17)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Агапкина Т. А. Кизил // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. С. 492–494.
  • Агапкина Т. А. Молчание // Славянские древности: этнолингвистический словарь. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004. С. 292–296.
  • Българския етимологичен речник. Т. 5. София: Проф. Марин Дринов, 1996.
  • Брезоски С. Реканска куќа. Скопје: Bigoss, 1993.
  • Вендина Т. И. К вопросу о каталогизации зон архаики в современной Славии (по материалам ОЛА) // Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. 1994–1996: сб. статей. М.: Индрик, 2000. С. 6–24.
  • Виноградова Л. Н. Вода // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 386–390.
  • Виноградова Л. Н. Та вода, которая... (признаки, определяющие магические свойства воды) // Признаковое пространство культуры. М: Индрик, 2002. С. 32–60.
  • Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Новый — Старый // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 420–422.
  • Ђурић Д. Дани у недељи у народној култури Јужних и Источних Словена. Београд: Балканолошки институт САНУ, 2020.
  • Здравкова Џепароска С. Модели за преработка на традиционалниот танцов изворен материјал // Музичко-научна манифестација «Струшка музична есен» 13–15 Септември 2013, Струга, Република Македонија. Скопје, 2014. C. 83–96.
  • Конески Б. Избрани дела. Кн. 1. Поезија. Скопје: Култура, 1981. С. 31–33 (перевод М. Зенкевича см. в двуязычном издании: Из века в век. Поэзия Македонии. М.: ИКАР, 2002. С. 30–35).
  • Левкиевская Е. Е. Сирота // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009. Т. 3. С. 641–642.
  • Матковски А. Ѓурчин Кокалески: 1775–1863. Скопје: Институт за национална историја, 1959.
  • Петреска В. Пролетните обичаи, обреди и верувања кај Мијаците. Скопје: Институт за фолклор «Марко Цепенков», 1998.
  • Плотникова А. А. Мартеница // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 188–190.
  • Плотникова А. А. Славянские островные ареалы: архаика и инновации. М.: ИСл РАН, 2016.
  • Раденковић Љ. Време у народној демонологији Словена // Време, вакат, земан: аспекти времена у фолклору. Београд: Институт за књижевност и уметност, 2013. С. 15–38.
  • Родопи: традиционна народна духовна и социалнонормативна култура. София: Институт за етнология и фолклористика с Етнографски музей при БАН, 1994.
  • Седакова И. А. «Миграции» в контексте изучения ритуалов и обрядов. Восьмая международная конференция рабочей группы «Ритуальный год» (SIEF) // Антропологический форум. 2012. № 17 online. С. 328–342.
  • Седакова И. А. Путь // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 357–360.
  • Седакова И. А. Прощание и прощение. Опыт этнолингвистического анализа // Язык культуры: семантика и грамматика. М.: Индрик, 2004. С. 401–410.
  • Струганова Е. Н. Болгарское благопожелание да ти върви (като) по вода и аксиология воды в болгарской культуре // Горизонты цивилизации. Челябинск: Энциклопедия, 2018. С. 328–338.
  • Толстая С. М. Вторник // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 455–458.
  • Толстая С. М. Понедельник // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 170–173.
  • Толстая С. М. Среда // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2012а. Т. 5. С. 150–151.
  • Толстая С. М. Хлеб // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2012б. Т. 5. С. 412–421.
  • Топорков А. Л. Битье посуды // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 181–182.
  • Узенёва Е. С. Сев // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 602–607.
  • Усачева В. В. Базилик // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 131–133.
  • Усачева В. В. Растения // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009а. Т. 4. С. 406–412.
  • Усачева В. В. Растения-обереги // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009б. Т. 4. С. 412–413.
  • Усачева В. В. Пшеница // Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009в. Т. 4. С. 373–377.
  • Филиповић М. Галипољски Срби. Београд: Смиљево, 1946. 124 c.
  • Guentcheva R., Kabakchieva P., Kolarski P. Bulgaria: The Social Impact of Seasonal migration. Migration Trends in Selected Applicant Countries. V. 1. Vienna: IOM, 2003.
  • Hristov P. Collective Identity and the Myth of a Local Civilizer-Hero: Family Narratives in Modern European Perspective // Dynamics of National Identity and Transnational Identities in the Process of European Integration. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2008. P. 315–323.
  • Hristov P. Gurbet toponymy // Makedonski folklore. 2009. № 67. P. 91–96.
  • Hristov P. The Balkan Gurbet: Traditional Patterns and New Trends // Migration in the Southern Balkans: From Ottoman territory to Globalized Nation States. Cham: Springer, 2015. P. 31–46.