Кадук Е. В., Кадук А. В. Полевые дневники Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг. М. Г. Левина и Б. А. Куфтина: методология сбора и описания материала

Евгений Владимирович Кадук - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Москва, Российская Федерация
ORCID 0000-0003-1617-6433
E-mail: evgendmc@yandex.ru

Алексей Владимирович Кадук - независимый исследователь
Москва, Российская Федерация
ORCID 0000-0002-4615-4342
E-mail: _aleksey_bk@mail.ru

 

Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Анализируются методы этнографической работы участников Тунгусской экспедиции, включая методы ведения полевой и музееведческой работы, которые в представлении Б. А. Куфтина и его учеников являются важнейшими составляющими работы этнографа. Источниками для анализа послужили записи полевых дневников руководителя Тунгусской экспедиции Б. А. Куфтина и его ученика М. Г. Левина, сделанные в 1927–1928 гг., а также стенограмма совещания этнографов Москвы и Ленинграда 1929 г. Б. А. Куфтин и М. Г. Левин были яркими представителями так называемой московской школы этнографии. Обширная география Тунгусской экспедиции и разнообразие изучаемых участниками экспедиции вопросов во многом вытекают из теоретических установок представителей московской школы. Значительная часть собранных в Тунгусской экспедиции материалов посвящена теме религии. В своей работе участники экспедиции задействовали широкий спектр методов, которые требуют осмысления в контексте науки 1920-х годов и современной проблематизации полевой работы. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тунгусская экспедиция, московская этнографическая школа, полевая этнография, музееведение, экспедиционный метод, шаманизм, рисунок

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-104-122
УДК 0008:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • АИЭА РАН 1 — АИЭА РАН. Ф. 49. Оп. 1. П. 3. Д. 21.
  • АИЭА РАН 2 — АИЭА РАН. Ф. 49. Оп. 2. П. 28. Д. 117.
  • АМАЭ РАН 1 — АМАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. Д. 51–52. Куфтин Б. А. Краткий эпизодический дневник Тунгусской экспедиции Антропологического института московского госуниверситета и Исторического музея народоведения». Северное Прибайкалье, Приморская обл. 1927.
  • АМАЭ РАН 2 — АМАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. Д. 129. Куфтин Б. А. Проект экспедиции Центрального музея народоведения по Сибирскому отделу на 1928 год. 1928.
  • АМАЭ РАН 3 — АМАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. Д. 42. Куфтин Б. А. О материальной культуре, шаманизме удэге. Побережье Татарского пролива, р. Амура. 1927–1928.
  • АМАЭ РАН 4 — АМАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. Д. 48–49. Куфтин Б. А. О материальной культуре, шаманизме орочей. Побережье Татарского пролива. 1927.
  • Арзютов Д. В. Полевые программы Штернберга и Богораза: от концепции поля к категоризации этничности // Лев Штернберг — ученый, гражданин и человек (к 150-летию со дня рождения) / под ред. Е. А. Резвана. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 240–247.
  • Арзютов Д. В., Кан С. А. Концепция поля и полевой работы в ранней советской этнографии // Этнографическое обозрение. 2013. № 6. С. 45–68.
  • Баранов Д. А. О чем молчат вещи // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 25–39.
  • Богораз В. Г. Чукчи. М.: URSS, 2011.
  • Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). Л.: Наука, 1969.
  • Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, жилищ, одежд, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей. Ч. III. СПб.: Вольная Типография Вейтбрехта и Шнора, 1777.
  • Головнёв А. В. Визуализация этничности: музейные проекции // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 72–81.
  • Гупта А., Фергюсон Дж. Дисциплина и практика: «поле» как место, метод и локальность в антропологии / пер. с англ. С. В. Соколовского, О. А. Поворознюк // Этнографическое обозрение. 2013. № 6. С. 3–44.
  • Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М.: Наука, 1977.
  • Давыдов В. Н. Северобайкальский отряд Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг.: участники, методы, полевые материалы // Эхо арктической Одиссеи: судьбы этнических культур в исследованиях ученых-североведов. Якутск: Электронное издательство НБ РС(Я), 2019. С. 217–223.
  • Давыдов В. Н., Сирина А. А. Тунгусская экспедиция 1927–1928 гг. и еe место в истории московской этнографической школы // Поле как жизнь. К 60-летию Северной экспедиции ИЭА РАН. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 39–49.
  • Кадук А. В., Сирина А. А. М. Г. Левин и его материалы по шаманству 1920–1930-х годов из архива Института этнологии и антропологии РАН // Труды IV Конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор взаимодействия цивилизаций». Благовещенск: Изд-во Амурского госуниверситета, 2018. С. 115–121.
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири: Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Ч. 2. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отд. 6. Коренные жители Сибири. (Окончание всего сочинения). СПб.: Изд-во Имп. акад. наук, 1878.
  • Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. М.: Памятники исторической мысли, 2009.
  • От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.) / под ред. Д. В. Арзютова, С. С. Алымова, Д. Дж. Андерсона. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
  • Решетов А. М. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области: формирование и перспективы развития концепции // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. Ю. К. Чистов, В. А. Тишков. СПб.: МАЭ РАН, 2003. С. 161–168.
  • Сирина А. А. Орочи в полевых дневниках Б. А. Куфтина (по материалам тунгусской экспедиции 1928–29 гг.) // Социальные взаимодействия, языки и ландшафты в Сибири и в Китае (эвенки, эвены, орочоны и другие группы). Благовещенск: Одеон, 2019. С. 205–212.
  • Титова З. Д. Источники XVIII в. на западноевропейских языках по изучению коренных народов Сибири и Северо-Востока: дис. … д-ра ист. наук. АН СССР. Ин-т истории СССР. Ленингр. отд-ние. Ленинград, 1989.
  • Токарев А. С. История русской этнографии. М.: Наука, 1966.
  • Туторский А. В., Говор Е. В., Баллард К. Изучения наследия Н.Н. Миклухо-Маклая русско- и англоязычными исследователями в 1992–2017 годах // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. Т. 47, № 2. С. 103–112.
  • Широкогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. Владивосток: тип. Областной земской управы, 1919.
  • Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. 1. Части географическо-историческая и антропоэтнологическая. СПб.: Изд. Императорской Академии наук, 1883.
  • Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. Этнографическая часть. Первая половина: главныя условия и явления внешнего быта. СПб.: Изд. Императорской Академии наук, 1899.
  • Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. Этнографическая часть. Вторая половина: основные черты семейной, общественной и внутренней жизни. СПб.: Изд. Императорской Академии наук, 1903.
  • Штернберг Л. Я. Избранничество в религии // Этнография. 1927. № 1. С. 1–56.
  • Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л.: Институт народов севера, 1936.
  • Appadurai A. (ed.). The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge University Press, 1986.
  • Ballard C. The Return of the Past: On Drawing and Dialogic History // The Asia Pacific Journal of Anthropology. 2013. Vol. 14, no. 2. P. 136–148.
  • Ingold T. Drawing Together, Doing, Observing, Describing // In Being Alive: Essays on Movement, Knowledge and Description. London: Routledge, 2011. P. 220–226.
  • Kopytoff I. The Cultural Biography of Things: Commoditization as Process // The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge University Press, 1986. P. 70–73.
  • Taussig M. What Do Drawings Want? // Culture, Theory and Critique. 2009. Vol. 50, no. 3/4. P. 263–274.