Краснодембская Н. Г., Соболева Е. С. Новые страницы истории ракшаса — давнего героя музейного детектива

Нина Георгиевна Краснодембская - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID 0000-0003-0193-3905
E-mail: nigekrasno@mail.ru

Елена Станиславовна Соболева - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID 0000-0001-6137-0476
E-mail: soboleva@kunstkameta.ru

 

Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Исследуется история гигантской фигуры «цейлонского ракшаса», переданной в 1905 г. в Музей антропологии и этнографии из Императорского Русского географического общества вместе с другими этнографическими коллекциями. Атрибутировал скульптуру как демона (якша) с о-ва Цейлон известный буддолог Альберт Грюнведель, создатель отдела Индии в Берлинском музее народоведения. В 1912 г. фигура ракшаса была установлена при входе в музей в паре с подходящим ему по габаритам вьетнамским «богом охоты», став своеобразным атрибутом МАЭ. Со временем ракшас оброс множеством легенд: скульптуру стали ошибочно относить к предметам, полученным цесаревичем Николаем Александровичем в ходе его путешествия на Восток в 1890–1891 гг.; образ ракшаса — охранителя жилища трактовали как злобного демона; зазвучали сомнения в цейлонском происхождении скульптуры. Согласно архивным документам, эту «гигантскую куклу» подарил известный благотворитель, действительный член ИРГО Альберт Александрович Хомзе (сконч. в 1912 г.), купец 1-й гильдии, директор-распорядитель российской чаеторговой фирмы «Цзинь Лун». Демонические персонажи широко распространены у народов Индонезии, Малайзии, Индокитая, культура которых развивалась под сильнейшим влиянием южноиндийского и ланкийского индуизма и буддизма. Грозные куклы огромных размеров и поныне присутствуют на Цейлоне в празднично-ритуальном шествии (перахяра) буддистов-сингалов. Будучи опасны для людей, демоны здесь выступают их защитниками. Скульптуры и скульптурные композиции высотой больше традиционных жилищ более всего соотносятся с тамильским этносом Цейлона, ныне Шри Ланки. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Цейлон, демонология, Музей антропологии и этнографии, коллекции, чаеторговля

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-06-16
УДК 069.02:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бандиленко Г. Г. Балийская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 151–153.
  • Гринцер П. А. Ракшасы // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т. 2. С. 366.
  • Демин Л. М. Остров Бали. М.: Наука, 1964.
  • Жерихина Е. И. От школы при храме к храму при школе // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2006. Т. 171, вып. 1. С. 322–333.
  • Иванов А. И. Путеводитель по Музею антропологии и этнографии имени императора Петра Великого: отдел культурных стран Азии. Пг.: тип. Императорской Академии наук, 1915.
  • Козлов П. К. Монголия и Кам. Труды экспедиции Императорского Русского Географического Общества, совершенной в 1899–1901 гг. под руководством П. К. Козлова. СПб.: Издание ИРГО, 1905.
  • Краснодембская Н. Г. Праздничное шествие в монастыре Беланвилла и новая встреча с демоном Гараякой // Этнографическое обозрение. 1993. № 2. С. 103–112.
  • Краснодембская Н. Г., Соболева Е. С. Мечта об императорском зале: неизвестные идеи устройства МАЭ РАН (конец XIX — начало XX века) // Россия — Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской науч. конф.: сб. науч. ст.: в 2 ч. СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2009. Ч. 1. С. 257–266.
  • Матвеева М. Ф. Русское географическое общество и судьба его этнографических коллекций // Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 4–5. СПб.: МАЭ РАН, 1996. С. 211–223.
  • Мерварт А. М. Отдел Индии: краткий очерк индийской культуры по материалам Отдела Индии МАЭ. Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1927.
  • Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1; 1982. Т. 2.
  • Путеводитель по Этнографическому музею Императорской академии наук. 2-е изд., доп. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1898.
  • Путешествие на Восток: выставка. 29 мая — 30 июля 1998 г.: каталог / сост. А. И. Терюков. СПб.: МАЭ РАН, 1998.
  • Роборовский В. И. Путешествие в Восточный Тянь-Шань и в Нан-Шань // Труды экспедиции Русского географического общества по Центральной Азии в 1893–1895 гг. М.: ОГИЗ, 1949.
  • Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890–1891: в 3 т., 6 ч. СПб.; Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1893–1897.
  • Хохлов А. Н. Коммерсант А. А. Хомзе — организатор библиотеки в Кяхте и активный деятель Общества востоковедения в С.-Петербурге // XXVI Международная конференция. Источниковедение и историография стран Азии и Африки «Модернизация и традиции». 20–22 апреля 2011: тез. докл. СПб.: СПбГУ, 2011. С. 192–194.
  • Grünwedel A. Sinhalesische Masken // Internationales Archiv für Ethnographie. Bd. 6. 1893. S. 71–88. (Mit Taf. VI–X).
  • Grünwedel A. Die Teufel des Avesta und ihre Beziehungen zur Ikonographie des Buddhismus Zentral-Asiens. Berlin: Otto Elsner, 1924.
  • Ukhtomsky E. E. Eastern Journey of His Imperial Majesty Tsarevich in 1890–1891, 1893–1897 / transl. into English, French, and German shortly afterwards, English translation title is Hesper Ookhtomsky (Ukhtomskii); travels in the East of Nicholas II, Emperor of Russia when Cesarewitch, 1890–1891 / written by order of His Imperial Majesty; and tr. from the Russian by R. Goodlet; ed. by Sir George Birdwood. Westminster: Constable, 1900.