Рыжакова С. И. Sevā за tālīm: домашнее услужение учеников в рамках музыкально-танцевальных традиций Индии

Светлана Игоревна Рыжакова – Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-8707-3231
E-mail: SRyzhakova@gmail.com

 

Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Практика использования учеников как домашних слуг, выполняющих повседневную работу по хозяйству и услуживающих учителю и членам его семьи, долгое время была широко распространена в Индии. Хорошо известно о преданности учеников в Индии своим учителям, что обусловлено как социально-религиозными нормами, так и общей повседневной практикой и самой атмосферой разного рода традиционных учебных институтов. При этом домашнее и телесное услужение часто входило в число неизбежных обстоятельств обучения. В статье анализируется обычай выполнять разного рода услужение (санскрит. sevā) в обмен или в благодарность за обучение (tālīm — из языка урду, пришедшее из арабского через персидский). Исследуются мотивация, техника, результаты такого услужения, а также противоречия и проблемы, особенно обострившиеся в связи с общемировым движением #meToo, набирающим популярность и привлекающим все большее число участников. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: sevā, tālīm, услужение, учитель, ученик, артистические традиции, Индия

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-161-174
УДК 392(540)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2014 — полевые материалы автора, MS_01 PF January 2014, Индия, Ахмедабад (штат Гуджарат).
  • ПМА 2018 — полевые материалы автора, Shrim_02 PF February 2018, Индия, Дели.
  • Рыжакова С. И. Индийский танец, искусство преображения. М.: РГГУ, 2004.
  • Рыжакова С. И. Танцовщицы и покровители: меланхолические заметки c бенгальской периферии // Восточная коллекция. 2015. № 2 (61). C. 10–19.
  • Рыжакова С. И. «Песни якшей» и игры людей: социальные и культурные особенности традиции якшагана Карнатаки (Южная Индия) // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 136–155.
  • Рыжакова С. И. Пища для музыкантов: любопытные истории о том, как кухня связана с артистическим миром Индии // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки / под ред. И. Т. Прокофьевой и Е. Ю. Карачковой. М.: МГИМО-Университет, 2018. С. 593–620.
  • Citaristi I. The Making of a Guru: Kelucharan Mohapatra, His Life and Time. New Delhi: Manohar Publishers, 2001.
  • Copeman J., and Aya I. The Guru in South Asia: New Interdisciplinary Perspectives. London: Routledge, 2012.
  • Devidayal N. The Music Room: A Memoir. Random House India, 2012.
  • Deepa Ganesh. All senior artistes know, says Swarnamalya Ganesh on the #MeToo movement in Carnatic music // The Hindu. 2018. 2 November.
  • Devidayal N. The Music Room. 6th ed. Noida: Random House India, 2013.
  • Dharmasūtras: The Law Codes of Āpastamba, Gautama, Baudhāyana and Vasiṣṭha. Annotated Text and Translation by P. Olivelle. Delhi: Motilal Banarsidass, 2000. (Sources of Ancient Indian Law).
  • Erdman J. L. Patrons and Performers in Rajasthan. The Subtle Tradition. Delhi: Chanakya Publication, 1985.
  • Goel Vindu; Venkataraman Ayesha; Schultz Kai. After a Long Wait, India’s #MeToo Movement Suddenly Takes Off // The New York Times. 2018. 9 October.
  • India's #MeToo moment // The Hindu. 2018. 12 November.
  • Lucia A. Reflections of Amma: Devotees in a Global Embrace. Berkeley: University of California Press, 2014.
  • Lucia A. Guru Sex: Charisma, Proxemic Desire, and the Haptic Logics of the Guru-Disciple Relationship // Journal of the American Academy of Religion. 2018. Vol. 86, № 4. Р. 953–988.
  • #MeToo debate: People of TM Krishna’s Stature Should Play a Larger Role in Implementation of ICC, says Sudha Ragunathan // Times of India. 2020. 5 August.
  • Morcom A. Courtesans, Bar Girls and Dancing Boys. The Illicit World of Indian Dance. Gurgaon: Hachette Book Publishing, 2014.
  • Mukherji K. P. The Lost World of Hindustani Music. Gurgaon: Penguin Books, 2006.
  • Nevile P. Nautch Girls of India. Dancers, Singers, Playmates. Paris; New York; New Delhi: Ravi Kumar Publisher and New Delhi, Prakriti India, 1996.
  • One Night Stand on the Streets // The Hindu, Metro Plus. Bangalore. 2005. 12 July.
  • Ryzhakova S. Dancers — Musicians — Audience Interaction in Traditional Kathak Performance: Cultural Meaning, Social Function, Historical Shifts // Nartanam. A Quarterly Journal of Indian Dance. 2016. Vol. XVI, № 2. P. 99–115.
  • Sarkar-Munshi U. Another Time, Another Space — Does the Dance Remain the Same? // Dance Matters. Performing India / ed. P. Chakravorty, N. Gupta. London; New York; New Delhi: Routledge, 2010. P. 26–39.
  • Sreevathsa Sammitha. #MeToo in classical arts: Can arts dream of a fearless future? // The Hindu. 2018. 2 November.
  • Timepass. The memoirs of Protima Bedi. With Pooja Bedi Ebrahim. New Delhi: Penguin Books India, 1999.
  • Walker M. E. India’s Kathak Dance in Historical Perspective. Farnham: Ashgate, SOAS Musicology Series, 2014.
  • Women take to streets to stale claim to their rights // The Hindu. New Delhi. 2006. 17 September.