Крапивин И. С. «Бренд без лица»: мусульманки и халяльный интернет-маркетинг
Илья Сергеевич Крапивин
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6019-8248
E-mail: krapivin585@gmail.com
Скачать | К содержанию #4. 2021
АННОТАЦИЯ. Одна из проблем, возникающая среди мусульман, — это адаптация явлений современного мира к шариатским нормам. В процессе установления границ дозволенного и запретного участвуют не только алимы, но и простые мусульмане. Рассматривается сфера халяльного женского интернет-маркетинга на примере профилей мусульманок в Instagram. SMM.sestra — профиль в Instagram, в котором две молодые сестры из Азербайджана, родившиеся в Петербурге, продвигают SMM-курс, ориентированный на мусульманок, для халяльного заработка. Основная позиция халяль SMM — «бренд без лица», поэтому в профиле нет фотографий девушек. Для многих «покрытых» мусульманок важно иметь возможность носить платок и скрывать лицо, поэтому они обращаются к подобным халяльным форматам заработка. В халяльном профиле не должно быть музыки и изображения женщин. То же самое требуется и от клиентов. Правила мусульманского блогинга и предпринимательства, которые предлагают в SMM.sestra, имеют вес в среде молодых мусульманок. Подобные профили способствуют созданию сетевого сообщества, узловые элементы которого могут существовать как онлайн, так и офлайн.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ислам, SMM, халяль, цифровая антропология, мусульманское предпринимательство
DOI 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-106-121
УДК 004.738.5:39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Белоруссова С. Ю., Головнёв А. В. Виртуальная этничность — новация на фоне традиции? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 36–40.
- Бочкова Н. А. (Пере) сборка Instagram // Студент — Исследователь — Учитель / отв. ред. Н. А. Бочарова, Н. И. Верба, Т. С. Вологова. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. С. 1285–1290.
- Волков Ю. Г., Курбатов В. И. Цифровая диаспора мигрантов: к вопросу о методологии исследования // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, №. 5. С. 36–50.
- Гвоздиков Д. Схоластика для «Инстаграма»: к цифровой антропологии современности // Логос. 2019. Т. 29, №. 6 (133). С. 1–19.
- Глухов А. П., Ахметова Л. В., Бычкова М. Н., Гужова И. В., Носова С. С., Окушова Г. А., Стаховская Ю. М. Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности: сборник материалов исследования. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2015. С. 126.
- Глухов А. П., Окушова Г. А. Российские мигранты из стран Центральной Азии: цифровизация идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 139–161.
- Глущенко М. С. Современные коммуникационные технологии СММ (SMM): маркетинг социальных медиа. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2017. С. 41–45.
- Кужелева-Саган И. П., Глухов А. П., Ахметова Л. В., Бычкова М. Н., Гужова И. В., Носова С. С., Окушова Г. А., Стаховская Ю. М. «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016.
- Куликова О. М., Суворова С. Д. Таргетированная реклама как инструмент построения коммуникаций с целевой аудиторией // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3–2. С. 98–102.
- Смолина Е. Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства // Исламоведение. 2015. № 4. С. 63–77.
- Узланер Д. А. Расколдовывание дискурса: «религиозное» и «светское» в языке нового времени // Логос. 2008. № 4. С. 140–161.
- Хабибуллина З. Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 85–107.
- Ходина Е. Ю. Культурно-антропологический аспект Instagram // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 738–741.
- Essers C., Benschop Y. Muslim Businesswomen Doing Boundary Work: The Negotiation of Islam, Gender and Ethnicity within Entrepreneurial Contexts // Human Relations. 2009. Vol. 62, № 3. P. 403–423.
- Markham A. N. Ethnography in the Digital Internet Era // The Sage Handbook of Qualitative Research / ed. by N. K. Denzin, Y. S. Lincoln. Thousand Oaks: Sage Publishing, 2016. P. 650–668.
- Nisa E. F. Creative and Lucrative Daʿwa: the Visual Culture of Instagram Amongst Female Muslim Youth in Indonesia // Asiascape: Digital Asia. 2018. Vol. 5, № 1–2. P. 68–99.
- Ross S. Being Real on Fake Instagram: Likes, Images, and Media Ideologies of Value // Journal of Linguistic Anthropology. 2019. Vol. 29, № 3. P. 359–374.
- Utekhin I. Small Data First: Pictures from Instagram as an Ethnographic Source // Russian Journal of Communication. 2017. Vol. 9, № 2. P. 185–200.
- Waninger K. The Veiled Identity: Hijabistas, Instagram and Branding in the Online Islamic Fashion Industry. Master’s Thesis. Atlanta: Georgia State University, 2015.