Зельницкая (Шларба) Р. Ш. Об одном из коллективных обрядов вызывания дождя у абхазов и кабардинцев в конце XIX — начале XX в.

Рица Шотовна Зельницкая (Шларба)
Российский Этнографический музей
Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: riza81@yandex.ru

 

Скачать  |  К содержанию #4. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Сообщения русских и абхазских этнографов началa ХХ в. позволяют реконструировать ритуалы, составлявшие обряд вызывания дождя, который практиковался у двух соседних народов Северного Кавказа — абхазов и кабардинцев. Несмотря на имперскую политику насильственного преобразования структуры традиционных обществ и многочисленные попытки вытеснения доисламских и дохристианских верований из общинной жизни начиная с 1860–1870-х годов, абхазские и кабардинские материалы начала ХХ в. свидетельствуют об устойчивости традиционных обрядов, связанных с сельскохозяйственным и природным циклами. Исследования показали, что общинное моление о дожде как у абхазов, так и у кабардинцев имеет ярко выраженный гендерный характер, так как является сугубо мужским. В абхазском обществе участие женщин ограничивается приготовлением ритуальной пищи. Особое внимание уделяется роли священнослужителей в проведении обряда вызывания дождя. Отличием кабардинского и абхазского обществ становится отношение к священнослужителям и их роли в проведении обрядов. В Кабарде ключевую роль играли эфенди, а в абхазском — местные старики-молельщики. Если в Кабарде муллы следили за религиозностью и нравственностью и могли демонстративно игнорировать обряды, то в абхазском обществе священники не имели должного авторитета и были вынуждены участвовать в общественных обрядах, оставаясь в тени стариков, выполнявших функции жрецов. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: абхазы, обряд вызывания дождя, ислам, кабардинцы, общинное моление, православное христианство, сезонный ритуал, сельское хозяйство, язычество

 

DOI 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-133-140
УДК 39(=352.2/3)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бигуаа В. Л. Ритуальный мир традиционной религии абхазов. М.: МАКС Пресс, 2018.
  • Васильков В. В. Очерк быта темиргоевцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Управление Кавказскаго учебного округа, 1901. Вып. XXIX. C. 71–122.
  • Джанашия Н. Абхазский культ и быт. Пг.: тип. Академии наук, 1917.
  • Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми: Алашара, 1965.
  • Инал-ипа Ш. Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми: Алашара, 1976.
  • Кажаров В. Х. Адыгская Хаса: из истории сословно-представительных учреждений феодальной Черкесии // Кажаров В. Х. Избранные труды по истории и этнографии адыгов. Нальчик: Печатный двор, 2014. С. 54–182.
  • Кашежев Т. Ханцегуаше (общественное моление об урожае у кабардинцев) // Этнографическое обозрение. 1900. № 2. С. 173–176.
  • Куправа А. Э. Вопросы традиционной культуры абхазов. Сухум: Дом печати, 2008.
  • Лакоба С. З. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: Алашара, 1990.
  • Маан О. В. Абжуа: историко-этнологические очерки. Сухум: Дом печати, 2006.
  • Мосс М. Oчерки о природе и функции жертвоприношения // Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения / под общ. ред. И. В. Утехина СПб.: Евразия, 2000. С. 9–107.
  • Мусукаев А. И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Полиграфкомбинат им. революции 1905 г., 1992.
  • Попова Ю. В. Символы в сезонных обрядах сельских общин Кореи (конец XIX — начало XX в.) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 180–205.
  • Прасолов Д. Н. Кабардинская сельская община во второй половине XIX — начале ХХ вв.: дис. … канд. ист. наук. Нальчик, 2001.
  • Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. М.: Либроком, 2012.
  • Шортанов А. Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992.
  • Шьаҟрыл К. С. Лыхных // Известия. Тбилиси. 1980. Вып. IX. С. 116–119.