Альбедиль М. Ф., Иванова К. В. Коллекция Э. Э. Ухтомского: визуальная наррация образов синобуддийского ада

Маргарита Федоровна Альбедиль
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-8805-2184
E-mail: albedil@inbox.ru 

Ксения Владимировна Иванова
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: ksenia108@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблемам описания и атрибуции нескольких буддийских предметов (свитков) из коллекции МАЭ № 3253, которая до настоящего времени не была опубликована и исследована. Коллекция примечательна прежде всего тем, что ее собиратель — видный деятель императорской России конца XIX — начала XX в. князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861–1921), который считается одним из первых идеологов «восточничества» и предвестником евразийства. Как знаток Востока, он собрал в начале XX в. первую и самую полную коллекцию буддийского искусства в России и, пожалуй, в целом на Западе. В ней были представлены разнообразные по назначению и стилям уникальные памятники буддийского искусства. Они могут служить не менее важными и информативными источниками для изучения религии и традиционной культуры, чем письменные памятники, которым обычно отдается предпочтение. Часть уникальной коллекции Ухтомского хранится в МАЭ РАН. Дается описание и анализ иконографических сюжетов и персонажей, изображенных на шести свитках со сценами посмертных судилищ из коллекции МАЭ № 3253. Эти музейные предметы, являясь визуальной проповедью морально-этических положений буддизма, наглядно показывают синобуддийские представления об адах, а также демонстрируют особенности буддийского прозелитизма в Китае. Свитки важны как этноисторический и этнорелигиозный источник, свидетельствующий о взаимодействии буддизма, зародившегося в Индии и проникшего в Китай в начале нашей эры, с конфуцианской и даосской традициями и народными верованиями китайцев. Исследование музейных артефактов подтверждает, что китайская традиция восприняла индо-буддийскую модель посмертного существования и придала ей выразительную местную специфику. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ухтомский, китайская коллекция, буддийские свитки, иконография, посмертное существование, судилище, образы синобуддийского ада

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-168-179
УДК 7.046

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Опись коллекции МАЭ РАН № 3253.
  • Алексеев В. М. В старом Китае. Дневники путешествий. 1907 г. М.: Изд. вост. литературы, 1958.
  • Баранов И. Г. Загробный суд в представлениях китайского народа. Харбин: тип. Китайской Восточной железной дороги, 1928.
  • Березкин Р. В. Хуан Чао и народная китайская религия в «Баоцзюань о том, как Мулянь в трех воплощениях спасал мать» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 12 (85): Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, культурология, искусствоведение, языкознание, литературоведение, экономика, право). С. 295–298.
  • Иванов Д. В. Буддийские коллекции Кунсткамеры XVIII века // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. LV. Восточная Азия: вещи, история коллекций, тексты. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 254–276.
  • Иванова Е. В. Хроника поступлений буддийских коллекций в МАЭ РАН // Восточная Азия: вещи, история коллекций, тексты. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 145–210. (Сборник МАЭ. Т. LV).
  • Колесников А. С., Стрижак Ю. Н. Персоналии диалога культур России и Востока: Э. Э. Ухтомский // Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга: доклады, статьи, публикации документов. СПб.: ИВР РАН, 2011. С. 156–167.
  • Корнильева Т. И. Традиционные китайские представления о загробном мире, отраженные в своде «Юйлибаочао»: ортодоксальный буддизм и народные верования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 13: Востоковедение. Африканистика. Вып. 1. С. 91–105.
  • Корнильева Т. И. Шаньшу как жанр китайской литературы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.
  • Леонов Г. А. Э. Э. Ухтомский. К истории ламаистского собрания Государственного Эрмитажа // Буддизм и литературно-художественное творчество народов центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1985. С. 101‒116.
  • Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000.
  • Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского составил проф. А. Грюнведель (Bibliotheca Buddhica VI). Часть первая. Текст. Часть вторая. Рисунки. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1905.
  • Ракитина К. А. Отдел Востока // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. XXXII. Л.: Аврора, 1971. C. 85–87.
  • Рифтин Б. Л. Диюй // Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 386–389.
  • Сторожук А. Г., Корнильева Т. И., Завидовская Е. А. Духи и божества китайской преисподней. СПб.: Каро, 2012.
  • Стрижак Ю. Н. Восточничество кн. Э. Э. Ухтомского // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. Т. 2, № 4. С. 50–59.
  • Стрижак Ю. Н. Проблемы диалога культур в мировоззрении Э. Э. Ухтомского: автореф. дис. … канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2013.
  • Суворов В. В. Князь Э. Э. Ухтомский: жизнь, деятельность, идейное наследие: автореф. дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2011.
  • Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890–1891: [в 3 т., 6 ч.]. СПб.; Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1893–1897.
  • Ухтомский Э. Э. К событиям в Китае. Об отношениях Запада к России и Востоку. СПб.: Восток, 1900.
  • Ухтомский Э. Э. Из китайских писем. СПб.: Восток, 1901.
  • «Юйлибаочао» («Драгоценные копии Нефритовых скрижалей»). 玉历宝钞, б.м., б.г. (На кит. яз.)
  • Grünwedel A. Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Führer durch die Sammlung des Fürsten E. Uchtomskij. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1900.
  • Goodrich A. S. Chinese Hells: The Peking Temple of Eighteen Hells and Chinese Conceptions of Hell. St. Augustin: Monumenta Serica, 1981.